Пе-2
Список игр О канале Выбор игры Правила Новости Библиотека Эфир
Пе-2 : Пикирующий бомбардировщик

Пе-2 : Пикирующий бомбардировщик

Предмет расмотрения:
Пе-2 : Пикирующий бомбардировщик
лицензионная копия

Простые игры давно вышли из моды. Кому может быть интересна игра, не поддерживающая пиксельные шейдеры? Ну и сколько там полигонов в модели? Как, совсем ни одного? Там что, эти, как их... спрайты? Как в прошлом веке???

Да, спрайты. Но разве это главное?
Главное то, что в неё интересно играть!

Старый добрый Sopwith

Как известно, раньше всё было лучше - и компьютерные игры не исключение. Хотя разрешение экрана было всего лишь 320x200, а цветов на нём всего 4 (причём один из них всегда чёрный). Но всё это не мешало взлетать с аэродрома с грузом бомб на борту и лететь громить врагов.

Самолётик наш был под стать древним компьютерам - "этажерка" Сопвич. В реальности существовала модель аж с 3 крыльями, расположенными друг над другом. Правда, весьма скромное число пикселей, отводимое на спрайт самолёта, не позволяло отобразить всё его великолепие - поэтому в игре нам доводится полетать только на биплане.

Наблюдали мы за своим полётом строго сбоку. Холмы и здания, даже цистерны с топливом на родном аэродроме - все эти препятствия затрудняли нам заход на посадку. А в небе, после прохождения первого уровня игры, нас подстерегали враги. Наконец, об небо - вернее верхний край экрана - можно было стукнуться, что приводило к неминуемому штопору.

Наш самолётик имел пулемёт, небольшой запас бомб (который, как и топливо, нужно было пополнять на аэродроме) и, конечно же, мастерство пилота. Мёртвая петля была главным приёмом воздушного боя, позволявшим уйти от вражеской очереди и зайти агрессору в хвост. А при должном навыке вражеский самолётик удавалось подбить и метко брошенной бомбой.

Реинкарнация? Нет - лучше!

Sopwith постигла злая судьба многих старых игр - он остался жить лишь в нашей памяти, да ещё в виде римейка для Linux, очень похожего на "тот самый Sopwith", но на деле всё же немного отличающийся от старой версии для IBM PC. Поэтому когда я распробовал "Пе-2" то был уверен, что эту игру сделал человек старого поколения, для которого Sopwith был одной из первых компьютерных игр в 80-е годы прошлого века. Каково же было моё удивление, когда заглянув в титры, я увидел фотографии молодых ребят.

Так прочувствовать старую игру, понять что в ней захватывало, уловить "тот самый драйв" и - сделать по-своему. Не скопировать - а взяв за основу ту простую игровую модель, создать полноценную новую игру, не переусложняя её.

Ведь в старых играх, из-за ограниченности компьютерных ресурсов, всегда соблюдалась мера во всём. Принцип отсечения лишнего как раз и делал те игры такими захватывающими. Так вот - "Пе-2" полностью следует этому верному принципу. При этом новая игра интереснее, увлекательнее, содержит систему апгрейдов самолёта, чего не было в старом "Сопвиче"; также она бесспорно красивее и миссии бесконечно разнообразны, чего опять же старый Sopwith позволить себе не мог. И при том в "Пе-2" нет ничего лишнего. Совсем ничего, что отвлекало бы от игры, нарушало бы погружение в её мир.

Это аркада

Бессовестные рекламщики оказали хорошей игре медвежью услугу: на коробке лицензионного диска с игрой написано убийственное для неё определение "лётный симулятор" - и те, кто купил диск, ожидая найти на нём подобие "Ил-2", наверняка выбросили его потом в окно - от разочарования.
Кому ж приятно сознавать, что купил кота в мешке?
Кто ж скажет хорошее слово про игру - попавшись на такой обман?

Честное слово, надо законодательно постановить, чтоб все игры продавались только как shareware (то есть "сначала опробовал - затем оплатил") - может тогда рекламщики начнут писать правду на упаковках дисков и замечательная аркада - на сегодня единственная в своём поджанре! - нашла бы своего игрока. И получила бы заслуженную похвалу и преданных фанатов.

Ведь что обидно: в эту простую игру заложен солидный исторический материал. Я хоть интересуюсь военной историей, но о некоторых фактах узнал только из этой игры, читая брифинги перед миссиями. Это же не просто игра, а настоящая, действенная патриотическая работа.
А жадных рекламщиков, за подрыв доверия покупателя к этой патриотической игре надо расстрелять. И это я почти без шуток говорю.

Да, "Пе-2" это аркада. Как и старый Sopwith. Но, ещё раз повторю, аркада замечательная. При желании её можно настроить на максимально реалистичный режим управления самолётом при посадке. А можно по аркадному заходить на мерцающую в воздухе посадочную стрелку, после чего самолёт приземлится сам.
Можно включить систему усовершенствований самолёта, и тогда придётся зарабатывать наградные очки в боях на каждое маленькое улучшение. А можно взять с самого начала полностью усовершенствованный до предела самолёт.

Но главное осталось прежним: здесь нужно летать, и весь мир и себя в нём мы наблюдаем строго сбоку, а выше верхнего края экрана не взлетишь.

Лётная модель

При сходстве в основных чертах, есть и отличия в лётной модели - и все они в сторону реализма.

Столкновение с препятствием было всегда смертельным для Сопвича. Пе-2 немного прочнее, иной раз он может свалить дерево, задев его ветви крылом, но на остатках жизни благополучно продолжить полёт. Впрочем, лучше всё же избегать столкновений.
Также наш Пе-2 выдерживает больше вражеских попаданий, чем биплан Первой Мировой - и это соответствует реальности.

Двигатель Пе-2 имеет 3 режима работы. На самом тихом самолёт едва держится в воздухе (летит горизонтально с постоянным снижением), зато и топлива потребляет совсем чуть-чуть - а ёмкость бака здесь совсем не велика. Либо можно лететь очень быстро - быстрее вражеских бомбардировщиков и уступая лишь истребителям - и нередко так летать необходимо, чтобы успеть, но и топливо в таком полёте расходуется с ужасающей скоростью.

Прежде чем топливо иссякнет, загорается сигнализирующая лампочка. Но даже полное исчерпание топлива ещё не означает конец полёта - это Сопвич в таком случае сразу сваливался в штопор, а Пе-2 вполне может попытаться дотянуть до аэродрома на планировании.

Зато Сопвич умел крутить мёртвые петли. Реальный Пе-2 также был способен на это (чему есть документальные свидетельства) - но в игре все самолёты используют только плоский разворот. Даже истребители.
С другой стороны, так ли уж нужны эти мёртвые петли? Я помню, что у меня далеко не сразу выработался навык исполнения манёвра "полубочка" (это когда самолёт делает переворот через крыло) - клавиши управления путались под пальцами с непривычки. А без этого манёвра и мёртвая петля становиться почти бесполезным элементом пилотажа. В общем для новичка Sopwith мог оказаться весьма сложной игрой.

В Пе-2 может играть даже новичок - играть уверенно, используя замечательную возможность современных компьютеров - управление мышью. При этом наглядно демонстрируется траектория полёта, что помогает в прицеливании. Конечно, найдутся те, кто скажет, что стрелять по наземным целям в пикировании прицельно невозможно. Но и это полностью соответствует действительности: хотя иной раз лётчики обстреливали из пулемётов даже отдельных пехотинцев и попадали в них, но вообще реальный процент попаданий был очень невысок даже у опытных испытателей в спокойных полигонных условиях.

Управляя Пе-2 в игре можно почувствовать себя асом - и как следует прочувствовать насколько это не просто (а уж когда включите режим реальной посадки...). Дух тех военных лет эта с виду простая аркада передаёт изумительно.

Миссии и карьера

В Sopwith была только одна карта, которую игрок вскоре знал наизусть. Уровни игры отличались только ростом числа вражеских истребителей, одновременно поднимающихся в воздух, и дальностью стрельбы вражеских танков. Ну а целью на каждом уровне оставалось тотальное уничтожение всех вражеских объектов, благо запасы на аэродроме бесконечны, только возвращайся своевременно на дозаправку.

В "Пе-2" ограничено всё: бомбы, патроны, топливо. Поэтому рыть здесь глубокую яму, бросая одну за другой бомбы в ту же воронку - не выйдет. Да и воронок здесь бомбы не оставляют.
А в некоторых миссиях ограничено ещё время.

Да, в "Пе-2" миссии разные. Все! Одинаковых карт нет. И ещё - они привязаны к событиям Великой Отечественной Войны.
Причём наш Пе-2 используется не только как бомбардировщик. Приходится выступать и в роли истребителя, летать на фоторазведку (кстати, увлекательный процесс - наверное это первая игра, где мне нравится как это сделано) и сбрасывать грузы партизанам. Каждый вылет приходится тщательно планировать: загрузишь побольше бомб - значит возьмёшь меньше топлива. Поэтому для достижения всех целей миссии, придётся слетать не раз, отбиваясь от истребителей и прорываясь через огонь вражеских зениток. Зато наши зенитчики нередко помогают добить подраненного супостата. Бой получается напряжённым, но потому-то и интересным.

Каждая миссия имеет 3 цели: основную, вторичную и дополнительную. Причём можно завершить миссию не выполнив хоть даже все цели - но за неисполнение некоторых целей начисляются штрафы, а за исполнение некоторых необязательных можно получить столь ценные бонусные очки, необходимые для модернизации самолёта.
К тому же за победы в некоторых миссиях вручаются уникальные награды, которые больше никак невозможно получить (как "За оборону Одессы") - ну а собрать полную грудь орденов мечта каждого пилота.

Наконец, в отличие от Sopwith, свои наземные войска также участвуют в боевых действиях. Это лишь сперва кажется, что солдаты и техника просто так топчутся внизу. А затем вдруг видишь, как вражий танк расстреливает нашу пехоту, или как наша пушка героически защищает подступы к аэродрому от наступающих врагов. В некоторых миссиях лётчику не нужно самому уничтожать врагов - достаточно лишь открыть путь для наступления Красной Армии.

Но будут и такие миссии, в которых вся надежда только на мастерство пилота. Так, надо будет прикрывать московские заводы от бомбёжек, защищать караван морских транспортов с десантом от налётов "юнкерсов" (кстати, обязательно разбомбите немецкий танк на берегу, не то он своим выстрелом подобьёт транспорт, когда тот приблизится к берегу). Некоторые миссии пройти очень сложно, почти нереально, как ту, в которой надо и уничтожить вражеские зенитки и не дать врагу взорвать мост и прикрыть десантные самолёты.
Счастье, что предусмотрена кнопочка "Переиграть миссию".

Недоразумения

В игре отдельно есть показатели бронирования моторов - а отдельно фюзеляжа. И вроде бы даже повреждения этих узлов как-то отражаются...
Но как именно, так и не удалось прочувствовать. Полёт слишком быстротечен, и если самолёт ещё как-то тянет - то значит дотянем до аэродрома. Исчерпание топлива ощущается более явственно.

Другое недоразумение связано с оружием: на реальные Пе-2 устанавливали только пулемёты. В игре, ради расширения игровых возможностей, самолёту дали пушки...
Но в одном месте читаем "20-мм пушка", а в другом "23-мм пушка" - а это очень большая разница для авиационных установок того времени. Более того, скажем 23-мм пушки ВЯ, стоявшие на Ил-2, были вполне способны пробивать верхнюю броню некоторых немецких танков (патрон ВЯ остаётся на вооружении и сейчас, правда только в качестве зенитного). А вот пушки Нудельмана, казалось бы точно такого же калибра 23мм, но с ослабленным пороховым зарядом, этого не могли - зато имели меньшую отдачу (этот патрон, после ряда модификаций, также остаётся на вооружении до наших дней, но только в авиации).
Понятное дело, мы не требуем от аркады полного исторического соответствия. Но хотелось бы, чтобы в игре сохранялась непротиворечивость самой себе. А то как-то нелогично заряжать 20-мм пушку 23-мм снарядами.

Тут нужно отметить, что ради соблюдения игрового баланса, в игре наш самолёт лишён стрелка-радиста. Есть только носовые огневые точки, а кормовых нет. Поэтому от заходящих в хвост истребителей игрок беззащитен - в то же время экипажи врагов укопмлектованы полностью, так что расстреливать немецкие бомбардировщики совсем уж безнаказанно не получается.
И хотя эта особенность не соответствует реальности, но вряд ли её стоит считать недостатком. В конце концов это не игра про "Летающую крепость".

Огрехи

С управлением самолётом всё замечательно.
А вот с интерфейсом различных меню не всё бывает очевидно. Например, нет обычного "Сохранить игру". И не сразу понимаешь, что специально сохранять игру не требуется - все твои достижения по окончании миссии уже сохранены автоматически. Но до тех пор пока не поймешь - очень беспокоишься.

Кстати об этом автоматическом сохранении. Во время миссии, при нахождении на аэродроме внизу экрана есть меню с несколькими очень важными пунктами - например "Играть заново".
Но что если надо срочно завершить игру?

Увы, почему-то пункт "Вынужденный выход" доступен далеко не всегда. Ведь вполне можно было бы вот так вынужденно выйти, чтобы потом вновь запустить эту миссию и переиграть её с самого начала.
Но, ещё раз, увы!
Всегда доступен лишь пункт "Дезертировать". Но если воспользоваться им, то миссия автоматически считается завершённой с поражением. И переиграть её позже уже будет нельзя - её провальный результат уже записан в историю боёв лётчика.
Прям хоть вырубай питание компьютера, чтобы избежать такого позора в игре.
Впрочем, мне удалось найти способ выйти из миссии без её завершения - достаточно просто нажать Esc, хотя об этом явно не сказано - rGoblin

С полётами связан лишь один огрех: такие препятствия как деревья иной раз сливаются с задним планом. В старинном Sopwith этого не происходило, потому что заднего плана не было - а здесь он есть и он создаёт атмосферу. Но в некоторых местах невозможно различить дерево-объект на фоне нарисованного на заднем плане лесочка. Надо было для таких случаев подобрать препятствия, более контрастные к фону.
А то порой кажется, что разбился об пустоту - и только потом понимаешь, что просто не заметил дерева. Конечно, такие печальные происшествия имеют место и в реальности - но в игре всё же хотелось бы не гадать, где препятствие для нашего самолёта, а где просто фон.

И, наконец, самый серьёзный огрех: некоторые миссии лучше проходить с первого раза. Такова, например, "Миссия 8: Керченско-Феодосийская десантная операция", где требуется прикрывать корабли с морским десантом. Я прошёл её с первого раза, но решил улучшить свой результат, и нажал "Играть заново". Сколько бы раз после этого я не переигрывал, корабли благополучно доплывали до вражеского берега, но триггер не срабатывал - и исполнение главной задачи не засчитывалось даже после уничтожения всех врагов на карте.
Могу только предположить, что, видимо, этот баг связан с ошибкой инициализации переменных при переигрывании миссии.

Музей

Понятно, что Sopwith, простая аркада времён зари персональных компьютеров (тех самых времён, когда руководство фирмы IBM всерьёз считало, что их новая игрушка под названием IBM PC никого в здравом уме не заинтересует), не могла позволить себе такую роскошь как встроенная энциклопедия. С другой стороны, какая же уважающая себя современная игра военной тематики обходится без энциклопедического раздела?

Но этот раздел в "Пе-2" под названием "Музей", хочется отметить особо - за документальную точность и объём информации (тогда как во многих других играх энциклопедия существует, что называется, "для галочки"). Там, где в иных энциклопедиях ограничиваются парой общих фраз - в "Пе-2" рассказывают о каждом самолёте или танке достаточно подробно.
Мне даже показалось, что, например, часть материала про немецкий противотанковый штурмовик Хеншель взята из тех же источников, которые доводилось читать мне - но вместе с тем, об этой машине приведено и много неизвестным мне ранее фактов. И это правильно, что даётся честная картина - да, даже у немцев не всё было так уж хорошо. Случались и у них конструкторские просчёты. А то рассуждения, рисующие сумрачный арийский гений только в превосходных тонах уже порядком набили оскомину.

А самое большое, лично для меня, открытие из Музея "Пе-2" - это статья о немецкой железнодорожной арт-установке "Леопольд". Очень рекомендую взглянуть всем интересующимся артиллерией. Жаль не указан производитель этой артсистемы (а это, между прочим, Крупп), а размеры приведены в футах. А вес снаряда в тексте явно взят из американского источника - только по ошибке фунты вдруг превратились в килограммы ("Леопольд" имел в боекомплекте дальнобойные облегчённые снаряды весом около 120кг - в фунтах это округлённо 300). А уж фраза "непрерывный обстрел 300 кг снарядами заметно снижал боевой дух войск" могла быть написана только американцем - которому невдомёк что, например, Брестскую крепость и севастопольскую батарею номер 30 обстреливали снарядами весом в тонну. Только боевой дух наших предков не падал.
Информация о самолётах в "Музее" заметно подробнее и объективнее, нередко на основе взгляда с обеих сторон фронта.

Если б я был президентом...

то вот этой игре дал бы звание "Игра, в которую НУЖНО играть".

Алексей «Рекс»
SteamAge.ru