Minecraft
Список игр О канале Выбор игры Правила Новости Библиотека Эфир
Minecraft PSP : Начало

Minecraft PSP
как я в него играл
НАЧАЛО

Благодарность нашему племяше Гришику
за PSP с редкой версией Minecraft
от ДядийЛешия и ДядийРомия

Про очень редкую версию Minecraft - настолько редкую, что официально отрицается её существование. Но теперь у нас она есть!

Да, уже все в мире давно отыграли и забыли, а я только вот сподобился ознакомиться лично. Ну не интересовал меня Minecraft. Всё какое-то нарочито угловатое. И оправдание мол написан на Java не канает - я сам на Java писал, причём даже под версией 1.1 от Microsoft (да была и такая, в духе политики мелко-мягкой фирмы ещё и немного усечённая против стандарта 1.1), и там с нуля написал свой 3D-движок. Так что на Java можно без проблем сделать фигуры на уровне первого Quake, и работать будет даже на изрядно старых компьютерах (хотя и не шибко резво, да куда в Minecraft торопиться?).

Вот этот нарочито кубический стиль меня от Minecraft и отвращал.

Но примерно в середине первой половины XXI века (как звучит! если кто не догадался - летом 2021 года) племянник подарил мне свою старую приставку Sony PlayStation Portable, она же PSP. И на ней уже был ряд игр. Попробуйте поиграть в Star Wars Battlefront II на приставке, если Вы всю жизнь ПК-боярин, и сразу поймёте, почему из всего многообразия мне остался только неспешный Minecraft.

Ну и конечно я хотел наконец-то сам узнать, что это такое во что все (кроме меня) играли (и лишь я один невежа).

На что похоже

размеры игрового мира PSP-версии
Площадь мира квадрат 192 на 192 блока.
От уреза воды до дна мира 64, но на нижних 4 рядах
начинает попадаться непробиваемая ничем коренная порода.
До неба 46 блоков.
Итого объём мира чуть менее 3.7 миллиона блоков,
для хранения информации о которых нужно чуть более 7 МБ
(Java-программа по умолчанию получает 10 МБ памяти,
а Minecraft изначально был написан на Java)

Разумеется я читал, что создатель Minecraft вдохновлялся Dwarf Fortress... Кстати, а Вы видели тот Dwarf Fortress ? Игра в символах псевдографики! И даже заставочный мультик к ней был в символах псевдографики. Вот же заморочился человек, а? Но на трёхмерный Minecraft ни чуть не похоже. Потому пишу тут своё впечатление:

Ребята, это же Settlers !

Да, в Settlers были спрайты, а тут 3D - но что там несколько пикселов на человечка, что тут такие рубленные кубики с текстурами разрешением 16x16. Чем не пикселы, только ставшие 3D?

Разве что там мы были господином, а тут стали простым жителем его королевства. Вольным таким жителем. Видимо случайно оставшимся в живых после краха королевства и с этого момента предоставленного самому себе. И вот если бы именно эта завязка была положена в сюжет, ах! Вот это была бы жизнь в настоящем сказочном мире. И я в нём Уленшпигель!

А вместо этого - какие-то скучные зомби и на этом всё. А как же короли, рыцари, войны между ними и конечно же торговля и разные курсы купли-продажи на рынках разных королевств? Эх, сюжета в игре явно не хватает.

Управление

Что хорошо в приставочной версии, так это есть совершенно ненужная возможность задать клавиши управления. Ненужная потому, что коли сдуру случайно что-то задашь... Короче лучше этого не делать. Не задавать, а оставить "заводские" настройки.

А почему же это хорошо? Да потому, что заглянул и посмотрел чего какая клавиша делает. Иначе хрен догадаешься (хрен - это растение такое, русское национальное свободно произрастающее, а также на огородах возделываемое, часто упоминаемое в просторечии, так что Русь выстоит покуда хрен на ней стоит).

Плохо однако то, что некоторые очень важные действия - как вызов инвентаря - вызываются комбинацией клавиш. А вот комбинации не описаны. Потому вот как управлять своим персонажем в приставочном Minecraft для PSP:

  • Действия в игровом мире:
    • движение вперёд-назад-стрейфВбок - левый джойстик
    • поворот вверх-вниз-вСтороны - крестообразная группа кнопок справа (это где треугольник, квадрат, кружок и крестик)
    • взять предмет в руку из ячеек быстрого доступа - кнопки вправо и влево из крестообразной группы кнопок слева (это те что со стрелками)
    • ломать или ударить - левый выстрел
    • поставить предмет из руки в игровой мир - правый выстрел
      • но если в руке готовая к употреблению пища - то она будет съедена игроком
    • Select - подпрыгнуть (никогда не догадаешься, что прыжок именно на этой кнопке)
    • Start - системное меню игры (сохранить, выйти и тому подобное)
      • кстати, сохранений может быть несколько. А по умолчанию грузится самое первое из списка. Как перемещаться по списку? Так вот:
        • по всем пунктам системного меню двигаемся стрелками из группы слева
        • но выбор сохранения производим кнопками выстрелов(!) (где логика? ведь сам не догадаешься и подсказок нигде не написано)
    • нажатие левого и правого выстрела одновременно - вход в Инвентарь
  • Инвентарь (он же рюкзак) это то без чего не прожить. А управление в нём такое:
    • группа кнопок со стрелками слева - переводит указатель на соседнюю ячейку. Причём в некоторые ячейки можно попасть снизу, но при этом нельзя сбоку. А в некоторые и нет нужды попадать, но о том позже
    • крестик из группы кнопок справа - взять предмет из ячейки, А если предмет уже в руке - то положить его в пустую ячейку
      • если предметов стопка - то будут взяты или положены все
    • квадратик из группы кнопок справа - из стопки предметов в руке положить в ячейку 1 (один) предмет - очень пригодится при создании новых предметов
    • правый выстрел - создать предмет, если все ингредиенты правильно расположены в ячейках создания (тогда что получится показано в ячейке справа)
    • кружок из группы кнопок справа - выйти из инвентаря. При этом предметы из ячеек создания автоматически перемещаются в рюкзак. А что-то может и вывалиться на землю

Вроде всё хорошо, да? Не совсем. Инвентарь вызывается одновременным нажатием обоих выстрелов. Но правый выстрел это употребить предмет (например съесть пищу) либо поместить предмет из руки в мир. И бывает это действие успевает произойти прежде, чем игра поймёт что нужно-то вызвать инвентарь. И вот игрок в инвентаре - а как будто что-то потерялось. Бывает обидно не заметить как съел лишний кусок мяса, он ведь сытости не добавит, если её шкала и без того полная. Или случайно скушать то, чего кушать совсем не надо (так можно даже умереть по ошибке). И конечно досада, если выбросишь предмет.

А валяется предмет на земле недолго. И так замешкался, возишься себе в инвентаре, не заметив пропажу сразу - а предмет за это время взял да изчез. Обидно, да.

Про то, как вести бой с врагами на джойстике - это плач ПК-боярина. И самое неприятное - враги проходят сквозь друг друга. То есть даже в узком проходе могут давить числом. Как сражаться? Ну видимо только создавая всё более смертоносное оружие и совершенную защиту.

Хозяйствование

Самое простое это взять да накопать грунт прямо из-под ног. Лопатой быстрее, но на старте её нет. Не беда, копать и пустой рукой можно. И эти только что выкопанные блоки выложить в виде стены. Запрыгнуть можно лишь на 1 блок, а стена в 2 блока высотой преграда непреодолимая ни для кого. Недостаток один: сколько накопал блоков, столько же и выложил. А блоки иногда теряются, приходится выкапывать новые, этак при очень долгой игре того и гляди изведёшь всю землю. Лучше нарубить дерева. Точно так же пустой рукой можно. Но строить из брёвен не выгодно.

Делаем доски. Открываем инвентарь, помещаем в поле для создания бревно или хоть целую стопку. Видим что в ячейке результата что-то нарисовалось. Это готовая доска. Жмём правый выстрел - и 4 готовых доски из 1 бревна сделано! Повторять до получения желаемого количества досок или исчерпания стопки брёвен.

Дерево наивыгоднейший материал не только потому, что получаем вчетверо больше блоков. Но ещё и потому, что ресурс это бесконечный. Когда рубим дерево, то остаётся его листва - прям так и висит в воздухе. Принимаемся уничтожать листву - и с некоторым шансом из очередного блока листьев выпадает саженец дерева. Обычно до 2 с одного дерева. Высаживаем и очень скоро получаем из каждого саженца большое дерево.

Только не стойте рядом с саженцем, когда он вырастает в дерево, не то окажитесь в листве и будете долго удивляться, почему не можете сдвинуться с места. А надо левым выстрелом прорубить себе путь из листвы. А однажды я так задумался над саженцем - и обнаружил себя внутри ствола дерева. Топор как назло сломался. Хорошо что дерево можно рубить и рукой.

Верстак - без него дальше не развиться. где его взять? В инвентаре поле для создания 4 ячейки расположенные квадратиком 2х2. В каждую кладём 1 доску и видим в ячейке результата новый блок. Жмём правый выстрел и вот мы счастливые обладатели какого-то непонятного кубика - это и есть вожделенный верстак. Его надо где-то установить, затем навестись на него и нажать правый выстрел - и вот мы в верстаке можем творить. И тут поле для создания уже 3х3 ячейки.

Только вот...

Подсказок нет. Нужно как-то догадаться, как в этом поле разместить ингредиенты. Конечно научный тык никто не отменял, но количество комбинаций... Добавьте к этому, что игра на маленьком экранчике приставки. Неясно даже какие кубики обозначают какие ресурсы. Повторюсь - никаких всплывающих подсказок. Даже когда предмет уже в инвентаре - хрен узнаешь что это. Хрен это растение... короче про хрен см.выше. А здесь про Minecraft на приставке.

Счастье что Minecraft очень популярен и найти описания и руководства в интернете можно. Несчастье, что конкретно Ваша версия может сильно отличаться. Например, весь мир версии для PSP можно пройти из конца в конец за пару минут. И упереться в невидимую стену. Так что все советы про торговлю в деревне можете смело отмести. Хотя кто знает, может если загрузить для той же PSP другой мир, с деревней...

В общем это конечно недоработка - отсутствие всплывающих подсказок на предметах в инвентаре. И гадание с рецептами "как что здесь и как именно разложить чтобы хоть что-то получилось" это тоже не очень.

Да и сама логика, когда для деревянной мотыги (которая в реальности была просто палкой с сучком на конце) и нужен верстак?!

Даже оставим в стороне логику реальную. Берём только логику игрового мира. Игрок появляется в первый день - но день длится лишь 10 минут, и придёт ночь полная врагов. А игрок ещё даже осмотреться не успел. А ему уже нужен верстак, чтобы иметь какой-то ничтожный шанс пережить первую ночь. Советы сделать кровать забудьте сразу - для кровати тут нужна шерсть, а её добудем только с овец ножницами... Как сделать ножницы? (не говоря про где найти овец, и что делать если в этом мире их просто нет?)

Получается первый день игрока перенасыщен действиями. Которые новичок просто не догадается сделать. За что и поплатится ночью. И убегать от врагов практически некуда, они уже в первую ночь везде. Как пережить?

Как пережил свою первую ночь новичок, то есть я

На тот момент я не знал про Minecraft даже самых основ. Только немного с управлением освоился. И уже несколько раз мои попытки начать игру заканчивались первой ночью. Зомби меня успешно ели. Как выжить?

И тогда я нашёл небольшой холмик. Обкопал его по периметру ровиком всего в 1 блок шириной и глубиной. А полученные блоки земли использовал чтобы расширить площадку холмика и сделать её правильной прямоугольной. Оставшиеся несколько блоков установил по углам, чтобы были ориентиры ночью для меня, и я не упал случайно сам со своей площадки.

Расчёт оправдался. Зомби шли ко мне, падали в ровик - а оттуда выпрыгнуть на площадку уже не могли. Лишь однажды, при большом скоплении зомбей, некий ушлый всё же запрыгнул. Но с одним-то я справился. А ещё можно приблизится к краю и бить зомби по головам. Только не слишком близко подходить, а то зомби тоже ухитряются бить в ответ. А вот перепрыгивать с разбегу ровик у них обычно не получается - а игрок при должном навыке может.

На схеме коричневым показан имевшийся грунт, красным пунктиром выкопанный ровик, зелёные это добавленные блоки грунта. Ну а зомби и стрелка его пути, думаю, понятны без пояснений.

Кстати эта схема с ровиком избавляет от необходимости иметь прочные двери, для которых, сказывают, дерево не годится, а нужно непременно железо. А для железа нужна руда, да ещё уголь, а его поди найди. Хотя вроде можно пережигать дерево на уголь, это хорошо (дерево ресурс бесконечный, только новые не забывай высаживать). Но мне почему-то вот так с ходу получить древесный уголь не удалось. А даже если бы и получил, то железо не бесконечный ресурс, и его тоже поди добудь ещё.

Покопался в паре мест - камень есть и много. Угля и железной руды так и не видел. Значит играем без железа.

Следующим улучшением стал парапет. После первой успешно пережитой ночи я пришёл к логичному выводу, что свалиться с площадки вполне возможно. Значит нужно оградить. А как? И тут я дал волю фантазии и - понасажал по периметру площадки деревьев, оставив достаточно широкий проём для входа, то есть запрыгивания через ровик. Проём шириной в 3 блока вскоре пришлось освобождать от листвы поднявшихся деревьев. На счастье эта листва не вырастает заново, так что декоративную подрезку достаточно провести один раз.

Но всё же идея с обсаживанием деревьями не слишком удачна. Листва прёт не только наружу, но и внутрь площадки, ходить невозможно. Это исправляется подрезкой (уничтожением блоков листвы). Но достать можно лишь на несколько блоков в высоту - а листва лезет и выше. И ночью сидишь как в полутьме. Поднял взгляд вверх, а там кругом листва, ориентироваться невозможно. Неудобно.

С другой стороны идея красивая - дом из деревьев на искусственном холмике из земли. Экологично 100%. Убеждённым сторонникам Гретты Турнберг рекомендуется. С другой стороны если очень увлечься и сажать деревья вплотную друг к другу, то вырастет высокий забор из одних лишь стволов без листьев. Оно конечно может быть забавно, а если стволы берёзовые то даже оригинально. Но вообще насчёт эстетики тут надо сильно подумать.

Лично я же выработал следующий план минимального укрепления:

Приступочек перед проёмом в парапете - это как раз чтобы запрыгнуть. Ширина в 2 блока - чтобы запрыгивать было легко, ибо вписаться в прыжке в проём шириной в 1 блок с приставочным управлением удаётся не всегда. Почему? Да потому что надо и прыгать и рулить, а у приставки оба этих действия под пальцем правой руки. Вот и выходит, что на приступочек запрыгнул, остановился и довернул, и лишь потом новый прыжок - но в это самое время, пока стоишь и точно наводишься - тебя уже мог догнать вражина. Потому делаем проход пошире, чтобы запрыгивать на бегу.

Гарантированно безопасное место - это один-единственный квадрат в самом центре - туда рекомендуется поставить верстак, чтобы не терять ночного времени зря, а заниматься длинными игровыми ночами созданием на верстаке всяких полезных в хозяйстве вещей из добытых светлым днём ресурсов. А поскольку иного гарантированно безопасного места больше нет, то самому на ночь запрыгнуть на верстак. И стоять лицом к входному проёму, чтобы если какой-то зомби всё же запрыгнет, тут же ударом столкнуть его обратно. Дожидаемся утра, солнце убивает зомби, и тогда спокойно без риска собираем трофеи, некоторые из которых могут оказаться довольно ценными. В частности племянник рассказывал мне, как однажды поднял с почившего зомби самую лучшую защиту в игре - алмазный доспех.

Пища

Но я всё равно умирал. Думал в меня кто-то издали стреляет. Метко так. А главное не видно кто. Однако племянник объяснил про шкалу сытости. Как заканчивается эта шкала, так жизнь стремительно убывает. Так что отсиживаться в укрытии всю игру не выйдет. Но что же кушать?

Мясо зомбей. Вот его у нас в изобилии. И жрать его можно. Я правда думал что оно же тухлое. Но нет, оказывается для пищи пригодно. А что зомби это как бы в прошлом люди? Ничего что это вроде как каннибализм получается? Нет, игра говорит всё норм. Кушай зомби-мясо, сытость оно немного восполняет - правда одновременно убавляет жизнь. М-да, вариант не очень.

Но вот я встретил корову, убил её - и получил шкуру. Мясо мне выпало лишь со второй убитой коровы. Хорошо, что в приставочной версии коровы сами собой возникают каждый день, а то я быстро бы извёл их поголовье.

Эх, жаль коровку, но кушать охота. Ставлю мясо в слот быстрого доступа, выбираю его - нажимаю правый выстрел. Делаю всё как когда ел зомби-мясо. Но говядина не съедается.

Оказывается нужно её прежде приготовить! Это протухшее зомби-мясо игра разрешает кушать сразу. А вот парную говядину - ни-ни! А чтоб приготовить нужна печка. Её из дерева не сделаешь - нужен камень. Это ещё поди догадайся, что если долго копать вглубь то там камень найдёшь. А потом как эти 8 камней нужно расположить в верстаке чтобы получить печку. И вот печку установим, тогда и приготовим. И съедим. Кстати в той же печке можно и железо плавить и это соответствует историческим реалиям (в древности разделения на печи для обогрева или приготовления пищи и для плавки металла не было).

Но что-то с системой питания не так.

А яблоки из листвы с деревьев (если эту листву разрушать левым выстрелом) мне не падали ни разу.

Мнение

Выше было о том, как начинает играть в игру новичок. А ведь идеал - это дать игроку возможность пройти игру с первой попытки. Как в жизни. Только одна попытка.

И вот тут система с невнятными и неочевидными рецептами вредна. Особенно же, когда для производства элементарнейших орудий труда нужен специальный станок - что по известной нам из жизни логике вещей подразумевает, что верстак делают при помощи тех самых элементарных орудий труда. В жизни так: сначала топор - затем верстак, а не наоборот.

Хорошо бы чтобы самые базовые вещи без которых не выжить - создавались в инвентаре. Кстати по этому пути пошли игры-последователи Minecraft. И это логично когда на руках изготавливаются:

  • топор - как самое базовое орудие труда и первое оружие
  • костёр - без которого оказывается не приготовить пищу
  • кровать - как фиксированная точка возрождения
  • факел - без которого в пещерах и шахтах темно
  • лопата - ведь много приходится копать

Но почему-то в Minecraft все эти вещи первой необходимости делаются лишь на верстаке.

То что я, как новичок, сумел придумать иное незапланированное заранее разработчиками решение проблемы выживания и что игра дала мне возможность выживать так - это хорошо. Но плохо что без подсказок, без поиска в интернете руководств для начинающих игроков - я не смог бы продвинуться дальше этого своего дома из живых деревьев на насыпном холмике - и игра по сути для меня закончилась бы.

На счастье я игру не бросил, а решил разобраться. И обнаружил столько диковинного. Начиная от того факта, что версия Minecraft для PSP никогда официально не выпускалась (а во что же тогда играю я?). И массу прочих открытий, отличающих эту версию от официального Minecraft.

А уж сколько впечатлений, эмоций, слов не хватает описать отдельные из них - а описания они заслуживают.

Потому будет продолжение и весьма обстоятельное. Про что хорошо, а что неплохо бы сделать и получше, и как именно, и почему я так думаю. Ну и конечно история моего личного освоения мира Minecraft со всеми забавными приключениями, которые подстерегали меня на этом пути - к собственному замку с подземельями.

UPD: Вышла книга с продолжением похождений в майнкрафте. Приобрести можно здесь

http://steamage.ru/go/ pspminecraft

Книга получилась в жанре ЛитРПГ, так что путешествие по миру Майнкрафта в ней будет интересным.

Алексей «Рекс»