День третий.

Я верю в безупречно точную случайность.
Станислав Ежи Лец.


Спали в гостинице "без задних ног", и проснулись достаточно поздно. И сразу же сюрприз: неожиданно в гостинице отключили воду. Причём неожиданностью это стало для всех, включая сотрудников гостиницы. По их словам, обычно об отключении воды предупреждают за день. Ну да ладно, в конце концов, это не так страшно, когда-нибудь воду дадут.
Изучив карту города, составили маршрут таким образом: сначала в планетарий на разведку, затем — несколько памятников, музей истории города, а потом, на обратном пути, уже посетить планетарий, чтобы осмотреть его и окунуться в мир звёзд.

Планы и сюрпризы


Решил я так главным образом потому, что был абсолютно уверен в следующем: никакой полнокупольной программы днём не будет. Ну, посудите сами: кто в будний день днём пойдёт что-то смотреть. Да и вообще: разве можно смотреть на звёзды, когда светло? Теперь я знаю, что это я неправильно думал: заехав в планетарий, мы взяли билет на ближайшую полнокупольную программу. Она подходила и по названию, и по времени (начиналась примерно через 15 минут после того, как мы пришли), а потом мы неожиданно увидели на территории планетария музей. Почему неожиданно? Да потому что недостаточно широко было моё понимание того, что может быть в планетарии. Нет, конечно, я знал, что в Московском планетарии есть музейные залы, но здесь вроде один зал, и всё... Словом, не ожидал я найти здесь музей, а зря. Но всё же пойдём по порядку.
Стартовая площадка Востока Ракеты-носители
Макет стартовой площадки космического корабля "Восток-1" Макеты различных ракет-носителей. Некоторые из них можно увидеть и в более крупном масштабе. Например, один из стендов посвящён истории современной ракеты-носителя "Протон"

Полнокупольная программа состояла из двух частей. Первая рассказывала о самом планетарии, его оборудовании, а также о звёздах: какие звёзды можно видеть на ночном небе, как дивжутся звёзды по небосводу и почему жителям северного полушария проще ориентироваться позвёздам, чемжителямюжного. Также голос за кадром рассказывал о светимости звёзд. Всё это сопровождалось движущимся в пространстве изображением на куполе. Программа была подготовлена сотрудниками планетария.
Вторая программа, подготовленная американскими специалистами, рассказывала о наблюдении за звёздами со времён Галилея и до наших дней. В ней в формате "вопрос-ответ" рассказывалось об истории возникновения разных типов телескопов, объяснялись их размеры. Также из неё любознательный зритель мог узнать, как заглянуть в прошлое вселенной.
Сказать по правде, полное время длительности сеанса в 45 минут, на мой взгляд, стало оптимальным. Больше уже было бы тяжело, а меньше — было бы мало. Искренне рад, что подобные познавательные проекты есть в нашей стране, и не только в Москве.
Экспозиция музея планетария рассказывала об истории покорения человеком того, что есть над ним, начиная с первых воздухоплавателей и заканчивая современными космонавтами. Мы познакомились с первыми воздушными шарами. Оказывается, самый первый воздушный шар пролетел всего несколько метров, а его пассажирами были не люди, а животные. После освоения воздушных шаров появились дирижабли. Известно, что в нашей стране конструкцию дирижабля — управляемого воздушного шара с двигателем и винтом — предложил в 1875 году Дмитрий Иванович Менделеев. Его проект дирижабля мог подняться на высоту до 11 километров! Ещё через 5 лет, в 1880 году, Менделеев основал Русское общество воздухоплавания. Воздушные суда использовались в разных целях: это были не только транспорты для путешествий, как принято считать. Например, 7 августа 1887 года всё тот же Менделеев на воздушном шаре "Русский" совершил полёт для наблюдения солнечного затмения, а в 1926 году дирижабль "Норвегия" доставил к северному полюсу первооткрывателей Амундсена и Нобиля.
В конце XIX — начале XX века сразу два события ознаменовали переход от эры воздухоплавания в эру авиации. Это, разумеется, первый самолёт Можайского — деревянная конструкиця с огромными крыльями, приводимая в действие паровой машиной с винтом, и "флаер" братьев Райт: аэроплан с двигателем, работающим на керосине. Сей летун (так переводистя слово "флаер") пролетел 32 метра за 59 секунд.
После авиации — ракетостроение и космонавтика. Как тут не вспомнить К. Э. Циолковского и С. П. Королёва? Верно, никак без них — потому стенды, посвящённые им, занимают своё законное место в музее планетария. А дальше, разумеется, следует вспомнить о первом космонавте — Юрие Гагарине, который на космическом корабле "Восток-1" поднялся в космос и сделал один виток вокруг земли.
Дальше в экспозиции демонстрировались макеты стартовой площадки "Востока", космического корабля "Аполлон", высадившего на луне первых астронавтов, и американского марсохода. Жаль только, что ни наших "Лун", ни лунохода там нет. Зато есть целый стенд, посвящённый питанию космонавтов. Это не только тюбики, как многие привыкли думать. Здесь и разнообразные консервы, и обезвоженные соки. А под потолком висит гордость современной космонавтики — международная космическая станция. Есть также в экспозиции и станция "Мир".
Не менее интересным был и второй этаж. Там каждому предлагалось определить свой собственный вес на Земле, Марсе и Луне. Очень рекомендую сей атракцион тем, кто незаслуженно считает себя толстым: встаёшь на "марсовы" весы, и понимаешь, что ты весишь не 60, а 20 килограмм. И жить хорошо, и жизнь хороша.

Сюрпризы продолжаются

Памятник медведю
Этот медведь умеет рычать. И делает он это каждый час. Кстати, установлен медведь относительно недавно — в 2010 году

После планетария — памятники Ярославу Мудрому и Медведю. Честно скажу: узнав, что в Ярославле есть памятник этому зверю, не смог удержаться от включения его в маршрут поездки. И не прогадал — медведь того стоил. Более того, он оказался не просто памятником: каждый час он рычит, причём довольно-таки правдоподобно.
А потом мы нашли ярославский кремль. Не понимаю, как так получилось, что основную достопримечательность города нет в путеводителях? Может, потому что это теперь Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник? Если так — то тогда понятно: название сменили для "привлечения туристов", но вот о том, что этот "музей" находится на территории кремля упомянуть как-то забыли. Ай-ай-ай, что ж вы так, уважаемые сотрудники местного комитета по культуре!
В общем, раз уж мы оказались около кремля, решили туда зайти. И остались там до вечера, ибо посмотреть было на что. Сама по себе территория — уже музей: в отличие от монастырей, внутри крепостных стен Кремля имеется своя архитектура. Вдобавок к этому, в различных корпусах работает в общей сложности 9 экспозиций. Мы побывали на 7 из них: собор, природа, Слово о полку Игореве, вольер с медвещицей Машей, исторический музей, выставка "ярмарка" и звонница. На большее времени не хватило. Конечно, некоторые экспозиции пересекаются: например, "Слово о полку Игореве" пересекается с экспозицией исторического музея в части быта средневековых славян. Но каждая выставка интересна по-своему.
Музей природы, например, — пожалуй, самый большой из всех, которые мы видели. Но отличается он от аналогичных музеев других городов ярославской области не только размерами: можно смело утверждать, что это не просто природный, а природно-исторический музей, поскольку в нём рассказывается не только о природе Настоящего, но и о природе Прошлого, начиная с тех далёких времён, когда человека ещё, как говорится, "даже в проекте не было". Кстати, чтобы лучше понимать возраст нашей природы по сравнению с возрастом существования человеческого рода, приведу один факт, который, к слову, открывает экспозицию музея. Если мы примем условно продолжительность истории Земли от начала археозоя до наших дней за 24 часа и уменьшим соответственно продолжительность всех эр, вычисленную по радиоактивному методу, то на наших часах криптозой будет длиться 17 часов, палеозой — 4, мезозой — 2, а кайнозой — 1 час. Человек появляется на арене жизни в четвертичный период (продолжительность 2 млн. лет), а на наших часах это происходит за минуту до полуночи. Ведь продолжительность всего геологического периода истории Земли определена современной наукой приблизительно в 4 миллиарда лет.
Разумеется, никаких следов флоры и фауны эпохи криптозоя в музее не представлено — поскольку во времена активного формирования земной коры её просто не было. А вот останки мамонтов, ящеров и древних рыб в экспозиции присутствуют. Кстати: хорошие у мамонта были зубы, скажу я Вам! Так что сила его была не только в бивнях. Сам же мамонт тоже представлен, но в уменьшенном виде.
Переходим к миниатюрным скульптурам ящеров, которые сделаны... из пластелина! При этом выглядят как живые, если не считать размера, конечно. На полках музея за стеклом стоят стегозавр и трицератопс, в больших нишах воссоздана "среда обитания", да и фигурки там побольше. Вот, например, тиранозавр стоит на шее поверженного утконосого ящера, а вон — из воды выглядывает лабиринтодонт. За стеклом музея есть даже тигр с хвостом бобра! До чего же всё-таки причудливой бывает эволюция.
От обитателей древних переходим к современным — их в музее тоже хватает. Прямо в зале стоит чучело кабана. Хоть и уступает переславскому медведю — но смотрится всё равно впечатляюще. Также за стёклами стоят чучела животных и птиц. Но почему только за стеклом! По периметру зал тоже "охраняется" птицами: вон, расправив крылья, готовится сорваться с ветки ястреб-тетеревятник, а воон там за посетителями наблюдает полярная сова.
Множество иллюстраций живого мира представлено на фотографиях и в композициях. Тут и места лёжки медведей, и волк с волчатам на охоте, и рысь, грызущая добычу. А вон медведица с медвежатами и лоси, выглядывающие из-за стекла. Идём дальше — и видим поле с поспевшими колосками, за которым — деревня. Композиция получилсь объёмной — можно даже заглянуть за угол стекла. А выглядит — совсем как настящая.
Жук Пчёлы-сторожа
Говоря об обитателях ярославской земли, нельзя не вспомнить о наших совсем мелких братьсях — жуках и насекомых, которые, между прочим, тоже как люди. Думаю, посмотрев на фотографии пчёл-сторожей, похожих на банду разбойников (справа), или на этого жука, у которога даже глаза как у человека, Вы со мной согласитесь

Ну что, с тем, кто живёт мы, вроде, познакомились? Осталось посмотреть на то, в чём они живут. И здесь музей рассказывает о природе края, причём не только в настоящем, но и в прошлом. Схемы иллюстрируют, почему природа здесь сложилась именно такой: оказывается, ярославская область находится в зоне накопления континентальных осадков, да и до вулканов, которые когда-то были на Уральском хребте, не так далеко. Правда, озёра со временем зарастают. Озеро Неро, например, заросло уже на 80%. Вот потому-то мы и не смогли встать на ночлег близко к озеру.

"Слово о полку Игореве", в первую очередь, рассказывает нам об истории и быте средневекового славянского государства: о том, как оно жило и развивалось. Встречает нас карта Киевской Руси X—начала XII веков и графическая реконструкция Софийского собора, построенного в Киеве в XI веке. Далее — строительные материалы, используемые при постройке и отделке церквей, соборов и крепостных стен, а также книги. Да, книги были на Руси ещё до кирилицы. Некоторые древние книги дошли до наших дней, и теперь являются музейными экспонатами, по которым можно проследить развитие книгоиздания. Сначала они — рукописные, наполненные ровными строками из старославянских букв. Затем идут кирилические, и уже печатные книги, среди которых сборники "История Российская с самых древнейших времён". В конце — несколько современных изданий "Слова о полку Игореве", "переведённых" на наш, современный язык в XX веке.
Лицом к лицу Рабочее место писца
Слева — вооружение монголо-татарского воина. Справа — русского Вот на таких местах трудились писцы, создавая древние книги и летописи

Но какой быт в то время без войн? Оборонительных ли, али завоевательных походов? Никакого, а потому доспехи и вооружение тоже являются частью экспозиции. Ну а украшения? А деньги? Всё это в тоже есть, поскольку также является элементами быта.

Хотя, конечно, лучше о быте рассказывает следующая экспозиция — историческая. Здесь собраны предметы обихода, более подробно рассказывается как о вооружении, так и о рабочих инструментах наших предков. Как я и говорил, экспозиция пересекается со "Словом", но там больший уклон идёт в книги, а здесь — в быт.
Макет Ярославля Предметы быта
Вот так выглядел город Ярославль в средневековье Предметы быта: горшки, гири, элементы конной упряжи, застёжки. Всё это было найдена в различных могильниках во время раскопок.

От средневековья двигаемся дальше, и переходим сначала к воротам и замкам, а потом к мануфактурам и каретам. Кстати, в музее есть хорошая возможность рассмотреть карету вблизи и понять, как же она устроена. Увлекательный процесс, если, конечно, вы в этом понимаете. Кстати, здесь пора упомянуть ещё об одной выставке, находящейся в том же помещении и вплетающейся в историческую. Называется она "Ярмарка", и посвящена различным ярмарочным забавам, игрушкам и кукольным спектаклям. Есть там передвижной "кинотеатр": двое на картинки смотрят, один ручку крутит; деревянные игрушки с медведями, и даже деревянные паззлы! Кстати, о медведях: игрушечных медведей делали не случайно. На Руси медведь считался Хозяином леса — зверем умным и сильным, хоть и неуклюжим, косолапым. В игрушках медведю давали те или иные качества, наделяя зверя сообразительностью, ловкостью, или ещё чем полезным. Вот такие вот были у наших предков игрушечных дел мастера. Кстати, почти любой экспонат на этой выставке можно потрогать, так что нам, можно сказать, выпала возможность увидеть, как это всё работает!

Закончив осмотр этих двух выставок, мы направились к звоннице, которая встретила нас двумя объявлениями. Одно предупреждает о том, что Звонница является зоной повышенной опасности и призывает быть внимательным при подъёме и спуске. Второе приведу дословно: "Убедительная просьба — не бросать монеты со Звонницы. ЭТО НЕГАТИВНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА СОСТОЯНИИ ПАМЯТНИКА." Первый раз такое вижу, хотя и понимаю: звонница довольно высокая, и если бросить оттуда монетку весом в несколько грамм, она может травмировать тех, кто окажется там внизу на её пути. Но кого и когда это останавливало? Монетки как кидали, так и кидают, и, к сожалению, кидать будут. Печально, но факт: нашим людям бесполезно что-либо объяснять. А меж тем, неприятные прецеденты из-за брошеных монеток уже были. Приехала как-то в кремль иностранная экскурсия. И вот, стоят они под звонницей, экскурсовод им что-то рассказывает, как вдруг сверху прелетает целая горсть монет! Увернуться успели не все.
Но хватит о грустном. Полезли наверх. Сначала — по узкой прямой лестнице, потом — по винтовой. На зовннице оборудовано несколько смотровых площадок на разной высоте. Остановиться стоит на кадой из них, хотя бы потому, что видно с разных высот разное.

Звонница была последним местом в Кремле, которое мы успели посетить. Время приближалось к закрытию, и оставшиеся музеи уже перестали пускать посетителей. Посему мы отправились обратно в гостиницу. Вечер же был посвящён построению дальнейших планов.
Пролог День первый. Москва-Переславль-Ростов День второй. Неожиданное возвращение Эпилог
Музей-заповедник Кукушка Бот и ботик Родник Ночлег Ростовские сюрпризы Хитрость и смекалка По дороге в Ярославль О гостиницах
День третий. Ярославские тайны День четвёртый. Ярославль-Тутаев-Рыбинск День пятый. Мышкин-Углич
Планетарий Медведи и кремль Петропавловская церковь Тутаев Рыбинск Утро в лесу Мышиная жизнь Градус туристус О мифах и суевериях