День второй.

Чем сложнее и грациознее план, тем больше шансов, что он провалится.
Законы Мэрфи

Доброе утро, планета!

Первая ночёвка Озеро Неро
Встали на ночлег. Фото сделано утром второго дня Там, за полем — озеро Неро.

Как я уже писал, остановились мы в поле, не доехав до озера 286 метров. Ночевали в машине — нам так уже привычно: не надо возиться с установкой палатки, просто разложил сиденья, кинул спальники — и спишь себе. Поскольку ночёвка была на свежем воздухе, подъём случился ранний, что позволило воспользоваться походным нетбуком: переписать видео с регистратора, и перекинуть треки (в этом году уже сталкивался с неожиданны "исчезновением" трека из навигатора; по всей видимости, это связано с тем, что память устройства не резиновая), а заодно выяснить пару особенностей. В частности, вопреки моим надеждам, оказалось, что программа BaseCamp не очень-то хочет воспринимать карты, которые перекинуты в неё напрямую из навигатора... пока я утром пытался просмотреть особеннности нашего трека, я обнаружил, что карта "дороги Росссии", перекинутая средствами программы в её хранилище (использовался обычный метод перетаскивания), отображаться не хочет. Что ж, надо будет в домашних условиях получше разобраться в тонкостях переноса.
Но пока я рассказывал, что и как, пришло время ехать дальше. В планах на день — достопримечательности Ростова Великого, и дорога до Ярославля. Там по плану мы должны остановиться в гостинице, поскольку провести в Ярославле планируется два дня. Ничего не забыл? Ах, да! По дороге найти съезд к озеру и сфотографировать город с противоположного берега. Съезд, на мой взгляд, должен был быть обязательно, поскольку около такого города, как Ростов, города, входящего в Золотое кольцо России, города, в котором, теоретически, есть на что посмотреть, должна быть хоть одна база отдыха или лагерь для кемпинга... в конце концов, сюда же и иностранные группы автотуристов приезжают!
Кстати, о "посмотреть": интернет предлагал нам посмотреть на архитектуру Ростова (для чего обязательнонадо было пройти или проехать по ряду улиц, ожидаемо оказавшихся в центре города),а также на мытный двор, торговые ряды и, конечно же — Ростовский кремль. На день как раз хватит!

Желаемое и действительное


Без труда добравшись до асфальта, легли на курс. Дорога шла вдоль озера, но никаких съездов к воде мы не видели: лишь поля, временами поросшие камышом, и всё. Так что после дороги в Ростов у меня появился ещё один вопрос из серии "а с какой точки сделан этот кадр?" Ну да ладно, вполне возможно, что фотографировали с воды.
А мы тем временем въезжаем в город. Ростов нас неприятно удивил. Ничего выдающегося, такого, чего мы не видели в других городах, в архитектуре старого города мы не обнаружили. Состояние Мытного двора удручающе: он больше напоминает развалины, чем музей или даже просто достопримечательность. Зато колокольня напротив здания мытного двора смотрится неплохо, хоть и тоже заметно, что рука реставраторов её не касалась.
Конюшенный двор Мытный двор
Часть достопримечательностей города ещё не отреставрированы, но работы по реставрации ведутся: скоро приведут в порядок конюшенный двор (левое фото), а там — и до мытного двора (фото справа), авось, доберутся

Зато мы вышли к воде через городской сад. И обнаружили, что действительно можно взять прогулочную лодку, и устроить себе прогулку по озеру, на котором, кстати, есть остров. Но погода в этот день стояла не очень, а потому от прогулки мы отказались. Больше же смотреть в городе было особо нечего: указанные улицы либо были перекрыты для движения, либо проходились довольно быстро. А кремль... Да, он отличается от других. Да, именно в нём снимались сцены погони для фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Но в кремле я уже был, так что его осмотр не был ключевым. Посему, решили мы вернуться в Переславль и посетить музей хитрости и смекалки русского народа.
Но прежде несколько слов о выезде из города. Как и в любом крупном городе, их здесь несколько. Навигатор вёл нас по самому быстрому пути, предлагая выехать через ближайший к Переславлю поворот на М8. Дорога от центра прямая, только вот одно удивительно: главная дорога ведёт не к выезду, а сворачивает в сторону. Удивил также и "лежачий" на выезде из города, через который "впритык" по высоте и длине перевалилась едущая навстречу легковушка. А потом удивление закончилось, причём вместе с дорогой. И вот стоим мы и не понимаем: то ли землетрясение было, то ли просто дорогу размыло... Но городская администрация, видимо, решила так: одним съездом больше, одним — меньше. Потому переделала направление одной главной дороги, организовав выезд из города через действующие пути... Вот только для выезда к Переславлю этот путь несколько менее удобен, ибо приходится делать левый поворот под 90 градусов к потоку.
Высокий лежачий Асфальтовые холмы
Это — ограничитель скорости на въезде в город А это — дорога, ведущая из города к М8 в сторону Переславля.
На самом деле, конечно же, дорога закрыта. Только вот упоминания об этом есть лишь со стороны М8. Со стороны города нет ничего: ни знаков "тупик", ни информационных табличек. Есть только насыпть, уже изрядно укатанная машинами — и всё. По этой причине даже местные жители, заехавшие в Ростов, периодически попадают в это место, и долго стоят на краю асфальта, раздумывая о том, как же выбираться из города

О хитрой хитрости и смекалистой смекалке


Музей оказался небольшой, но его посещение, на мой взгляд, стоило того, чтобы вернуться из Ростова в Переславль и намотать, казалось бы, лишнюю сотню километров. На входе нас встретила карикатура, рассказывающая об альтернативе современному фитнесу: "помнёшь ленок — стройной будешь, фитнес глупый забудешь". Смотрителя музея охраняло Чудо Чудное в костюме химзащиты и противогазе, на шее у которого висела табличка "Добро пожаловать", а левее, на уровне головы, на гвоздике висели лапти. А дальше, среди ножниц для обрезания свечек и прочей кухонной утвари взор зацепился за необычный для современного человека телескопический предмет. Мало кто знает, но телескопическими бывают не только антенны, штативы и удочки, но и... вилки! Кстати, оказывается, до изобретения вилки её функции выполняли нож, руки и заострённые наконечники на пальцы. Так что кто знает, может, фраза "руки-ножницы" вовсе не метафора?
Далее, посмотрев на плетёные сумки и рюкзаки из прошлого, переходим к приспособлению для снятия грязной обуви "жук-помощник", инструментам для обжима пробок, а также машинкам, которые наверняка будут полезны современным хозяюшкам и охотникам: прспособление для проката свинца, позволяющее получить дробь различной величины, и приспособление для изготовления лапши разной толщины. Рядом с ними — ещё одна машинка с ручкой: советский арифмометр. Про всевозможные устройсва для чистки яблок, удаления косточек и "гофрированных" утюгов говорить не буду — это надо видеть. А вот после них начинается охотоведческая страничка, рассказывающая, как в старину с помощью света от огня рыбу ловили. Найдут рыбу — и бьют острогой, а потом из реки вытаскивают. Сейчас такой способ рыбной ловли запрещён, а потому и острога, и "коза" годятся только как музейные экспонаты. Дальше советую идти аккуратно, потому как в углу зала стоит медведь. Нет, не настоящий — но явно злой: лапы с когтями наготове держит, того и гляди — каак махнёт сейчас! К слову, настолько живого медведя за всю поездку мы больше нигде не видели... ну, кроме именно живой медведицы в Ярославле — но об этом позже. А пока идём дальше. Что тут у нас? Снегоступы, силки, токарный станок, и велосипеды. Не живьём, правда, а на плакатах — но всё равно.
От велосипедов плавно переходим к колёсам и каретам — и тут нашему вниманию демонстрируются инструменты, используемые при "шиномонтаже" грузовых телег. Нет, конечно, шин в традиционном сейчас понятии на колёсах тогда не было — но это не значит, что колесницы и телеги не обслуживались — в дороге, как и сейчас, могло случиться всякое, а значит и своевременное обслуживание тоже было немаловажным.
Из истории туалетной бумаги Сторож
Различные экспонаты рассказывали познавательные истории. Например, этот экспонат рассказывал о том, чем пользовались люди до появления туалетной бумаги. Примечательно, что здесь не указано, чем же до туалетной бумаги пользовались на Руси "Настоящий" медведь в музее работает не только экспонатом: он охраняет общаковый чан для варки пива

Ну и какая дорога без трактира? Равно как и — какая охота без баек в том же трактире, да под пивко! Вообще, как говаривал Гиляровский, "Трактир есть первая вещь. Он заменял биржу для коммерсантов, делавших за чашкой тысячные сделки, и столовую для одиноких, и часы отдыха в дружеской беседе для всякого люда, и место деловых свиданий, и разгул для всех — от миллионера до босяка". Потому дальше экспозиция отправляет нас.... ну, не совсем в трактир — да и там мы уже были вчера, когда посещали экспозицию "переславль 100 лет назад". Скорее, она показывает то, что в трактире было основным: посуда для хранения вина и подношения пива. Кстати, последняя называется ендова, и путать её с элементом кровли я очень не советую.
Глядя на экспонаты музея, понимаешь, что именно хитрость и смекалка, а не лень, являются истинными двигателями прогресса и эволюции. Кстати, сама экспозиция уже вышла за рамки музея, так что посетив сувенирную лавку, тоже можно увидеть много интересного.

Возвращение на курс: впечатления от М8

Впереди — дорога в Ярославль, а, стало быть — самое время рассказать о том, что же представляет из себя сейчас федеральная трасса М8 Москва — Архангельск. До Ярославля, разумеется.
Не секрет, что в подмосковье ведутся работы по расширению этой самой трассы, именуемой также Ярославским шоссе. Как и положено, в месте, где будет расширение, сейчас немного узковато, хотя в будние дни это совсем не мешает — мы лишь немного потолкались, и довольно быстро смогли разогнтаться до разрешённых здесь 90 км/ч. Есть, правда, по подмосковью у этой дороги минус — такой же, как у некоторых других федеральных трасс. Это наличие мелких деревень, которые, казалось бы, уже обустроены так, что быстроидущий транспорт им не мешает — но это больше продиктовано тем, что на "белые" таблички водители уже не обращают внимания, поскольку "ехать по хорошей четырёхполосной дороге с отбойником посередине" и "ехать медленно" — это вещи несовместимые. К счастью, населённые пункты довольно быстро заканчиваются, и дорога становится в радость. Всё-таки хорошо, что когда-то давно открыли "новый" участок от Пушкино, который идёт в объезд многих населённых пунктов, а главное — проходит в обход таких крупных городов, как Пушкино и Сергиев Посад. Кстати, в районе Сергиева Посада дорога сужается до одной полосы в каждую сторону, но, как оказалось, это явление временное: как только заканчивается объезд развязки на город, полос снова становится две.
К моему изумлению, хорошая дорога не заканчивается на границе московской области: 4 полосы, разделённые отбойниками (по две в каждую сторону), так и идут дальше по Владимирской и входят в Ярославскую, а потом... Потом мы заезжаем на мост через речку Саблю, за которым нас ждёт первый сюрприз: сначала полос становится всего две, а потом федеральная трасса перестаёт быть главной дорогой. Всё, кончился объездной участок, будь добр, вклинивайся обратно в старое шоссе — то бишь стой на Т-образном и пропускай всех, кто слева едет. Далее до Переславля 2 полосы, и деревни — в общем, всё в "лучших традициях" наших дорог.
Такая же дорога ведёт и в объезд Переславля: по одной полосе в каждую сторону, но с периодическим расширением: то полоса для автобуса добавится, а то — для поворота налево или направо. Правда, полосы эти достаточны по длине, чтобы успеть обогнать небольшую вереницу медленно идущих грузовиков. Ну а заканчивается объездная опять Т-образным перекрёстком. Только на этот наз на нёи стоит светофор, хотя, когда он выключен, главной является дорога, ведущая из города. Вот вам и ещё один сюрприз федеральной трассы: те, кто едет из Переславля важнее тех, кто объезжает город. Правда, "срезать" через город с учётом этого правила я не советую: в Переславле есть светофоры и "лежачие полицейские", которые неплохо держат поток. И в первый, и во второй день поездки мы это ощутили на себе. Кстати, за Переславлем тоже начинается полоса дорожных работ: похоже, М8 всё-таки собираются расширять. А ещё — убирают деревья, которые могут упасть на проезжую часть. Кстати, что действительно радует на дороге — так это достаточно широкие мосты, позволяющие перекрывать область проезжей части для ремонта моста, не сужая при этом дорогу. Делается это, разумеется, за счёт широкой "обочины" моста.
Две полосы идёт до села Ивановское — это примерно посередине между переславлем и Ростовом. Дальше дорога идёт в 4 полосы (то бишь снова по 2 в каждую сторону), но без отбойника. И всё бы хорошо, но тут-то как раз и начинаются делевни, идушие одна за одной; плюс в некоторых из них стоят камеры. Кстати, судя по внешнему виду, это были одни из первых камер, устанавливаемых на трассах — как будто когда-то давно на этой трассе проводили эксперимент, по результатам которого и начали внедрять камеры повсеместно. Однако и сейчас ярославская область в вопросе видеофиксации "впереди планеты всей": именно здесь уже установлен утверждённый недавно знак "фотовидеофиксация". По подмосковью, во всяком случае, пока ещё висят старые большие таблички, а тут и табличка новая, и разметка уже есть такая же. Всё это можно наблюдать около поста ДПС, находящегося на границе Ярославской и Владимирской областей.
Счастливого пути!
Пожелание РЖД как-будто имеет отношение к автомобилистам. Хотя, может, они действительно хотели пожелать хорошей дороги тем, кто едет не по рельсам

Счастье длилось недолго: через несколько километров, за деревней Вакша дорога снова превратилась в двухполосную, но с уже достаточно широкой обочиной, что позволяло сознательным тихоходным авто принимать вправо, уступая дорогу скоростным.
В деревне Дертники снова запахло ремонтом и расширением дороги. Свежий асфальт, широкое дорожное полотно и отсутствующая напрочь разметка. Визуально — вроде бы, там было 3 полосы, но по факту сказать не берусь, ибо кто их знает, наших дорожников: могут сколько угодно начертить, даже две. За деревней дорогу пока ещё расширяют, а посему полос стало снова две. Кстати, категорически не рекомендую проезжать этот участок ночью: освещения в этом месте нет, а о краях проезжей части говорят только пластмассовые "отбойники", за которыми — небольшой обрыв, вернее, недопостроенная дорога. Слететь в такую "заниженность" на легковушке — прятного мало.
Кстати, об освещении. Я уже говорил, что Ярославская область, и, конкретно — трасса М8 "впереди планеты всей"? Так вот, к освещению на отдельных участках это тоже относится. В тех местах, где автобусные остановки находятся на трассе, обязательно установлены фонари, питающиеся от солнечных батарей. Они освещают опсаную зону: область до и после остановки, а также пешеходный переход, на котором обязательно окажутся люди, спешащие на автобус до города. Так что электричество в Ярославле экономят, применяя альтернативные источники энергии. Совсем как в Белгороде, где подобные фонари освещают эстакады, ведущие из города на трассу М2 — во всяком случае, на выезде на М2 в сторону границы с Украиной я их точно видел.
Проходит ещё несколько населённых пунктов, дорога снова то расширяется, то сужается: видимо, делают её "кусками", чтобы не прерывать движение, как это делается, например, на М5. За городом Петровское полос снова становится 4. А затем дорога автомобильная выходит к дороге железной, и пересекает оную через мост. Перед мостом же стоит стелла с пожеланиями "счастливого пути" от РЖД. Причём стоит она так, что не совсем понятно: кому именно РЖД желает счастливого пути: пассажирам скорых и пригородных поездов, или же автомобилистам? Несколько позже, когда я увидел такие же стеллы в Ростове, около железнодорожных переездов, родилось такое предположение: мост построен недавно, а раньше здесь был переезд. Кстати, похоже на правду, ведь в самом Ростове всё ещё есть железнодорожные пути, пересекающие М8.
За мостом полос становится 3. Средняя полоса чередуется, давая возможность для обгона то тем, кто едет в Ярославль, то тем, кто едет в Москву. Отсутствие разметки при этом компенсируется знаками; хотя разметки нет только там, где недавно положили асфальт, так что в целом, думаю, на трассе в этом плане всё нормально.
Небольшой четырёхполосный участок перед селом Деболовское — и полос снова становится две! Да, с такой дорогой точно не уснёшь! Только в Ростове уже полос снова сначало становится три, а потом —четыре. Дальше до Ярославля дорога так и идёт: преимущественно 4 полосы, но бывают сужения до трёх и до двух. А когда въезжаешь в Ярославль, возникает ощущение, что приехал в Москву: навигатор даже снова начинает показывать пробки! Однако об ощущениях от Ярославля я расскажу позже, когда мы будем из него выезжать. А пока что мы едем в гостиницу.

Не всё то гостиница, на чём написано

Для начала отмотаем время назад, и вернёмся в Москву, в стадию "планирование поездки". Дело в том, что гостиницу я выбрал и забронировал заранее через сервис
101 отель. Я уже неоднократно пользовался этим сервисом, и он меня ни разу не подводил. Правда, ещё в Москве я заметил, что что-то в этом сервисе изменилось. Дело в том, что речь шла о бронировании номера в гостинице "Сказка", которая находится почти на окраине Ярославля. Заботливый менеджер предупредил меня, что гостиница не в центре города, и что добираться на общественном транспорте до центра я буду долго — минут 20. Я успокоил менеджера, заверив, что для меня это не принципиально. Однако я ещё не знал, какой подвох меня ждёт.
Приехав по указанному адресу, я сначала растерялся: здания гостиницы вроде бы даже и нет. Однако, внимательно осмотревшись, я увидел гостиничную вывеску на доме, в котором располагался... универсам "Дикси". Неожиданно, правда? При ближайшем рассмотрении оказалось, что там не только универсам: рядом с ним находится развал, на котором приезжие из южных регионов нашей необъятной родины торгуют арбузами и, насколько я понял, живут на время торговли в своих авто. У самой же гостиницы никакой парковочной площадки нет. То есть машину можно ставить либо с той стороны, где у универсама зона загрузки, либо с той, где торгуют арбузами. И в том, и в другом случае за сохранность машины начинаешь опасаться: с одной стороны поставишь — либо грузовик зацепет, либо лихач, гоняющий по дворам, заденет ненароком; поставишь с другой стороны — приглянётся магнитола, колёса или же ещё чего гостю города — и поминай, как звали. Его искать никто не будет — ибо бесполезно это. А машину с разбитым стеклом надолго не оставишь — и это значит, поездку придётся заканчивать. Да и без колёс далеко не уедешь...
Конечно, уважаемый читатель может сейчас упрекнуть меня в ненависти к нашим соседям из этих самых южных регионов, но скажу так: когда ты не дома, лучше перебдеть. А зная, на что способны представители данных субъектов РФ в Москве, я сомневаюсь, что в Ярославле они будут вести себя более уважительно. К тому же по машине видно, что она не местная, а значит для нечистых на руку людей она более привлекательна.
В общем, решили мы гостиницу поменять, и стали искать другую Первая попытка — заехать в другое место, бронь пока не отменять. Если окажется хуже или мест нигде не будет — у нас останется возможность для возврата. Нашли гостиницу, вбиваем адрес в навигатор. Тот послушно рисует маршрут, который приводит нас совсем не туда. Название улиц совпадает, а вот район — не очень. Поняв, что такие разъезды будут долгими, решили пойти двумя путями: смотреть сайт, и параллельно звонить менеджеру и простить помощи в нашем нелёгком деле.
На звонок ответили быстро, выслушали и обещали помочь: взять информацию, в каких гостиницах с аналогичными параметрами есть места, и сообщить нам. Ждать звонка предполагалось 10 минут. А вот то, что было дальше объяснить сложно. Через оговоренное время нам позвонил другой менеджер, и, узнав, в чём именно для нас проблема со "Сказкой", начал уговаривать, что, мол, зря я так, что ничего не будет такого — ну и так далее. Как аргумент остаться также было пущено в ход, что другие гостиницы только в центре и они дорогие, либо на противоположном берегу Волги, а туда мы ехать будем целый час. (К слову, когда мы выезжали из города, то суммарно от окраины города до одной из тех гостиниц, которые были на противоположном берегу Волги, мы добрались за 20-30 минут). Да и есть ли там места — сказать они не могут, поскольку работают только по бронированию через электронную базу данных, и телефонов гостиниц не знают. Последнее звучало особенно "правдиво" в свете того, что предыдущий менеджер, пока я висел на проводе и ждал уточнения информации, позвонила в гостиницу, названную нами, и получила информацию о наличии мест.
Что ж, раз нам помогать не хотят — продолжим поиски сами. И вот — первая же гостиница из отсмотренного списка становится нашим пристанищем. Ей оказывается гостиница "Рубин", находящаяся в нескольких кварталах от "Сказки". Судя по всему, гостиница открыта недавно, но здесь хотя бы есть, куда поставить машину! Усталые и довольные, мы оплачиваем номер и отправляемся спать.
Пролог День первый. Москва-Переславль-Ростов День второй. Неожиданное возвращение Эпилог
Музей-заповедник Кукушка Бот и ботик Родник Ночлег Ростовские сюрпризы Хитрость и смекалка По дороге в Ярославль О гостиницах
День третий. Ярославские тайны День четвёртый. Ярославль-Тутаев-Рыбинск День пятый. Мышкин-Углич
Планетарий Медведи и кремль Петропавловская церковь Тутаев Рыбинск Утро в лесу Мышиная жизнь Градус туристус О мифах и суевериях