Начинается новый день,
И машины туда-сюда.
Раз уж солнцу вставать не лень
И для нас значит ерунда.
Кино
Когда входишь в монастырь, попадаешь на главную аллею, расходящуюся в стороны. На алее, перед прудом, установлен памятник Юрию Долгорукому. Откуда он здесь? спросите Вы. Отвечу: Юрий Долгорукий он не только Москву основал. В 1152 году им же был заложен город Переславль, и заложен не просто так: крепостные стены города по замыслу князя должны были помочь славянским народам, живущим здесь, защититься от нашествий волжских булгар. За памятником, как я уже сказал пруд, на котором, судя по плану музея заповедника, должен располагаться лебединый остров. Тут-то и замечаешь, что некогда облагороженному музейному комплексу всё-таки не хватает ухода и заботы: пруд местами зарос, а "остров" снесён на противоположный берег пруда.
Зато сколько на территории монастыря яблок и яблонь! Я не совру, если скажу, что почти всё внутренее пространство между аллеями представляет собой яблоневый сад. Так что путник, измождённый долгими походами по музею-заповеднику, может на его территории немного подкрепиться... теоретически. Сами мы не пробовали, и реакцию местных не знаем.
| Памятник основателю Переславля, Юрию Долгорукому | Надпись под пушкой гласит: "Пущки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года". Таких пушек две, установлены они по обе стороны от входа в здание музея |
Пора перейти к экспозициям. Начали мы с краеведческого музея, в нём, как оказалось, экспозиций больше всего. Первая иконопись. Иконы, написанные переславскими мастерами-иконописцами и свезнные в музей из разных храмов. Без восторга смотреть экспозицию нельзя. Ведь умели желюди творить! Пусть сюжеты на многих иконах повторяются, но каждый мастер вкладывал в творение себя. Это не механика, это действительно творчество.
Помимо стандартных икон с изображением Богородицы и Николая Чудотворца, есть в экспозиции и иконы, рассказывающие о житие святых, причём местных. Вот, например Никита Переславский святой мученик. По преданию, он служил сборщиком податей на строительство нового города и Спасо-преображенского собора, но на такой "хлебной"(говоря современным языком) должности заботился не о городе, а о собственном благополучии. Однажды было ему знамение (в приготовленном женой супе он увидел кости людей, погибших по его вине), и он решил раскаяться в грехах своих. Он пошёл в лес, на болота, и отдал себя на съедение гнусу. Потом его, в измождённом состоянии, подобрали и отвезли в монастырь. Там он стал послушником, денно и нощно замаливал грехи у столпа, а после стал целителем в том же монастыре и лечил людей. Умер он от рук разбойников, которые приняли носимые им металлические вериги за серебряные, за что и убили монаха, а тело бросили в реку. Разобравшись в своей ошибке, они выбросили и цепи. Когда их прибило к берегу, люди узнали о смерти Никиты. Сейчас и сами вериги, и мощи святого хранятся в Спасо-Преображенском соборе города.
Есть в экспозиции музея иконы, рассказывающие и жития других святых, в том числе Александра Невского и Георгия Победоносца.
Иконопись плавно перетекает в живопись. Неудивительно, ведь по сути живописцы и иконописцы похожи: и те и другие пишут изобразительное произведение на определённую тему по определённым правилам. Только вот то ли правила в иконописи строже, то ли отбор иконописцев был более тщательным, то ли учили их лучше.... словом, плохо написанных икон я не встречал, в отличие от плохих картин. Ну, не встречал, и всё. А вот картины это да. Кстати, в экспозиции есть и такие: понять, что изображено на ней сразу сложно; только потом, приглядываясь, начинаешь понимать, что же хотел сказать автор. Но есть и шедевры, отлично передающие быт того времени, в котором жил их Творец человек, сумевший не только остановить мгновение, но и бережно сохранить его для потомков.
| Такими станками пользовались наши предки, чтобы добыть чистую шерсть |
А дальше колокольня. Вернее, колокольня там была раньше, теперь это смотрова яплощадка, с которой открывается вид как на сам монастырь, так и на его окрестности: город Переславль и Плещеево озеро. Здесь рассказывать особо нечего, как говорится, лучше один раз увидеть. Вообще на территории монастыря есть две "смотровые площадки": одна доступна всем, и находится в одной из башен. Вторая в колокольне. Туда нужно билет покупать. Разница в видах налицо, вернее сказать на фотографиях.
На самый верх колокольни ведёт деревянная лестница. Само собой, небольшой зазор между досками встречается, так что посещение на шпильках не рекомендую: можно остаться и без каблуков, и без ног.
| Вид с общедоступной смотровой площадки | Вид со смотровой площадки колокольни |
Последним музеем на территории монастыря был музей природы переславля. Что тут сказать... сложно передать ощущения, когда входишь в зал музея, а на тебя смотрит лось. причём, хоть он и застеклом, всёравно невольнозадаёшься вопросом "а он настоящий, да?" Оказалось, переславский край богат разнообразием зверя, птицы и рыбы.
| Скажете, не танк? Тогда вспомните истинное значение слова Tank в переводе с английского это означает "бак". У таких паровозов и запасы воды, и запасы угля находились в резервуарах на самом локомотиве, что позволяло не таскать с собой тендер. Данный паровоз был построен в 1945 году в Финляднии в счёт возмещения ущерба от действий финской армии, а использовался на разработках туфа в Армении. Локомотив передан в музей в 1990 году, и в настоящий момент является единственным уцелевшим из всех 30 единиц, выпущенных финами | Специально для тех, кто мечтал поставить свой автомобиль на колёса дрезина-автомобиль ЗИМ. Всего таких было два, а конкретно этот эксплуатировался в железнодорожных мастерских Горьковской ГРЭС для служебных поездок руководства сети торфяного транспорта. Поставлен на рельсы в 1960-х годах, использовался до 1990 года. В музей передан в 1996 году |
На этом рассказ закончился, и подошла очередь "рулить" дрезиной. Короткий обязательный инструктаж, включающий в себя технику безопасности и демонстрацию управления, и впуть! Сначала вперёд, потом обратно. Легко? Безусловно, на словах всё легко. На практике... ну, не сказать, чтобы тяжело, но определённый навык всё-таки приобрести приходится. Дело в том, что на рельсах сопротивление качения намного ниже, чем, допустим, на асфальте. Потому если есть малейшая горочка дрезина будет набирать скорость. Оно бы, может, и ничего, если бы не два фактора: горочка была как раз в депо, где "тележка с ручкой" маневрирует по стрелкам это раз. 500 метров не так уж много это два. Средство управления дрезиной только одно: рычаг, жёстко связанный с колёсами. Жмёшь на него дрезина ускоряется. А тормозить как? Правильно либо отпустить рычаг, либо притормаживать его, только аккуратно: в процессе притормаживания он может "прилететь" в управляющего. Словом, пока я учился разгоняться и тормозить, мы проскочили железнодорожный переезд за депо, и уже подъезжали к окончанию пути. Быстро, однако! Но что поделать надо возвращаться. Как заставить дрезину ехать вспять поняли быстро, и... поехали! В этом месте надо обязатель сказать пару слов об ощущениях, хотя это, на мой взгляд, самое сложное. Лично у меня они были положительные, ибо не каждый день даётся возможность самому ехать по железной дороге. Не так, что тебя везёт кто-то, сидящий в паротеплоэлектровозе, а сам! Это здорово! Но отведённый нам прогулочный километр уже подходил к концу, мы въезжали на территорию депо и шли в гору. Приятное напряжение в руках при толкании рычага дрезины, и финиш, конечная. Пора передавать эстафету.
На этом посещение музея узкоколейных железных дорог мы закончили и двинулись дальше. Куда? спросите Вы. Конечно же, обедать! Ибо весь день на перекусах особо не продержишься, да и время уже к четырём часам.
Почти на море, почти на юге.
| Кафе "Ботик Петра" располагается на берегу Плещеева Озера |
Но вот дождь закончился, еда тоже. Пора продолжать маршрут. А что у нас дальше? Мы рядом с одним из обязательных пунктов программы ботиком Петра I. Значит идём туда. Пришли? Пришли. Что видим? Касса, вход в парк 20 рублей. Платим, проходим. Дойдя до здания, в котором лежит вышеупомянутый бот, узнаём, что билеты продаются в другом корпусе, идти до которого почти через весь парк. Ну, ладно, погуляем заодно. Кстати, такая прогулка дала нам возможность трезво оценить время: на часах 16:30, и, несмотря на то, что в парке было на что посмотреть кроме бота, мы уже никуда не успеем. Значит, ограничваемся билетом напросмотр бота. Собственно, вот он, на фото.
| Единственное судно из "Потешной флотилии" Петра I, дожившее до наших дней. | Образцы корабельного вооружения. Представлены в парке под открытым небом |
| Вот такие пейзажи открываются с края оврага, внизу которого бьёт родник Алёши Поповича | Так выглядит купель около родника |
Набрав воды, мы решили проехать вдоль озера в поисках живописного места на берегу: чтобы можно было и заночевать, и полюбоваться красивыми видами вечернего Ростова. Ещё в процессе подготовки я проверил наличие дорог вокруг озера хоть каких-то, лишь бы были. Тогда обычные карты мне показали, что опоясыващей озеро дороги как таковой нет, а топографические что такая дорога есть, но местами она грунтовая. Вот только карту памяти, на которой установлены карты ТОПО, я, как уже сказано выше, оставил дома. Что ж, остаётся уповать на то, что навигатор по имеющимся картам найдёт ту самую дорогу. Надо сказать, что в прошлом году во время фестиваля ориентирования "Зарница" меня навигатор так уже вывел короткой дорогой к финишу, но тогда, помнится, он весь маршрут считал асфальтом и видел все дороги. Сейчас же он "вроде как" знает не всё. Или, может, я чего не заметил? На всякий случай отключаю режим "объезд груттовых дорог", и.... о чудо! Навигатор показывает прямой путь к забитой мной точке. Сама точка, напомню, была взята наугад, просто как возможное место стоянки.
Подключив передок и заехав "разминки ради" на горку около родника, возвращаемся на грейдер, который навигатор упорно продолжает считать асфальтовой дорогой. Едем вглубь, чем дальше тем хуже грейдер. Вот уже на нём встречаются серьёзные рытвины, а навстречу нам попадаются местные автомобилисты, удивлённо провожающие нас взглядом. Деревня всё дальше, дорога всё хуже, но навигатор не унывает: это асфальт и всё. А вот впереди уже будет поворот на дорогу без покрытия. Хм... Интересно, если ЭТО по мнению навигатора асфальт, то что тогда дорога без покрытия? Задав себе такой вопрос, стали ждать поворота. И дождались. Маршрут уводил нас в деревню, сообщая, что дорога без покрытия проходит через неё, и соединится с другой асфальтовой трассой. В общем, что сказать: дорога-то, конечно, была... и она даже была для нас проходимой. Но я невольно начал ощущать себя героем известного анекдота, в котором чистый "городской" джип заехал в глухую богом забытую деревню, проехал через неё и остановился на краю оврага, прямо рядом с покосившимся забором. После чего старушки, сидевшие на завалинке и наблюдавшие за этим "продвижением", друг дружке пошутили про него мол, смотри, Никитишна, ещё один, с навигатором! Кстати, как только вспомнился этот анекдот показалась очередная деревня, с местными жителями... Не, конечно, "дорога" за деревней была... какое-то время. Потом направление можно было угадывать только по примятой траве, а это делать в лучах садящегося солнца, бьющих в лобовое стекло, сложновато. В результате, один раз от той траектории, которую предлагал навигатор, мы отбились, и потом каким-то чудом вернулись на неё. А дальше стало легче и понятнее: колея, по которой мы продвигались, чётко совпадала с траекторией маршрута, предлагаемой навигатором. Так что внешне всё хорошо: чистая машина едет себе посреди поля на полном приводе.... Кстати, ничего не коробит в такой картине? Что? Почему машина чистая? Вот, видимо все так подумали, включая тех, кто эту колею прокладывал, ибо подъехали мы к бродику. Сам по себе бродик небольшой и неглубокий, но на противоположном его конце возвышается выступ твёрдой земли, и есть неплохой шанс этот выступ не пройти. Были бы мы не одной машиной нас бы в этом случае могли дёрнуть. Было бы это не поле мы бы размотали лебёдку. А тут оба указанных условия отсутствуют: кругом ни одного нормального деревца, да и машин тоже нет. Посему решили так: штурман направляет, пилот на понижайке проходит, прижимаясь к левому краю и стараясь не попасть в колею. В теории хорошо, правда? А на практике машина на любой AT резина, сколь зуьбастой она бы ни была, требует очень аккуратного пилотирования, ибо из колеи сама выбраться не может. Так что шаг влевошаг вправо... в общем, оно у нас и случилось: я попал в колею. И попытавшись сдать назад понял, что такой возможности уже нет: включаешь заднюю, колёса уходят в пробуксовку. Оставался последний вариант, которым я и воспользовался: вывернул руль, и нажал на газ. Только вот штурмана предупредить забыл, хотя, надо сказать, супруга у меня сообразительная как только поняла, что происходит, тут же бегом удалилась с предполагаемой траектории движения, а мне оставалось лишь сделать так, чтобы машина ехала туда, куда надо, а не туда, куда хочется. В итоге это получилось, и теперь мы ехали дальше по полю, на полном приводе и грязные.
| Угадайте, что это? Дорога без покрытия. Правда, похожа? | А это "бродик" на дороге без покрытия |
Долго ли коротко ли блуждали мы, а вывела дорога нас к очередной деревне, находящейся уже недалеко от берега озера. Правда, попытка найти там место для ночлега успехом не увенчалась: дорога к озеру вела, но заканчивалась неожиданным тупиком с кострищем. Решили ехать дальше, ибо впереди как раз уже была асфальтовая дорога, которая, судя по карте, выходила совсем на берег озера. Дорога шла через деревню, поэтому я представлял это себе примерно так, как сделано на озере Ильмень: там в одной из прибрежных деревень дорога заканчивается площадкой с видом на озеро, на которой можно спокойно переночевать.
Но не тут-то было: село есть, и дорога есть тоже, да и уходит она вроде к озеру... но, судя по плотности застройки, ничего кроме частных домов там нет, плюс, как нам показалось, территория огорожена "для своих", чтоб кто попало не шастал. Что ж, нет так нет поедем дальше к точке. Вон, навигатор рисует, что нам по по дороге ещё немного проехать и будет следующая деревня, но только вот дорога в деревне, кажется, кончилась. Точнее, мы увидели селдующее: навигатор показывает, что ехать прямо, а у нас по факту развилка: либо влево по колее в поле, либо по хорошей дороге направо. То, что идёт прямо, конечно, забора и ворот не имееет, но проходит как-то очень близко ко входу в чей-то дом, а потому под понятие "дорога" подходить не может. Надо сказать, что нам навстречу незадолго до этого перекрёстка проехала местная легковушка, потому мы и решили, что дорога дальше есть. Но раз она есть значит, она справа, потому что колея через поле недостаточно наезжена. Не знаю, возможно кто-то и пользуется этой левой колеёй, для проезда дальше, и возможно кто-то на легковушках по правой дороге ездит, но правда оказалась в том, что дорога эта привела нас к большому деревенскому хлеву, в котором и закончилась. На дворе вечерело, а потому неудивительно, что на шум нашего мотора вышел кто-то из местных посмотреть, кто ж это приехал в столь поздний час. Правда, мы уже поняли к этому моменту, что заехали не туда и успели развернуться, так что в глазах местного жителя, скорее всего, стали очередными героями анекдота про "ещё одних, с навигатором".
Ладно, раз вышеупомянутое устройство показывает, что дорога есть, значит она где-то есть. В конце концов, если верить карте, асфальт к той деревне, в которую нас ведёт это "бесовское устройство", не подходит, а значит дорога к ней отсюда дожлна быть точно просто, видимо, составители карт немного ошиблись (кстати, ещё на въезде в эту деревню я обратил внимание на расхождение реальных координат с координатами дорог на карте; может, конечно, это была погрешность, но в таком случае она слишком постоянная, поскольку на этой дороге в пределах деревни и небольшой зоны вокруг неё все повороты "бились" с одинаковым сдвигом). С такой мыслью мы свернули на колею в поле, которая вывела нас обратно в деревню! Видимо, местные придумали такой вот объезд, чтобы не беспокоить жителей угловых домов. За деревней развилка. Поскольку время уже позднее, решаем дальше не продвигаться, а попробовать разведать левую дорогу, которая, если верить направлению, приведёт нас к озеру. Сказано сделано: свернули, едем. Дорога хорошая, ровная, колей нет... ой! Кажется, это была хорошая колея. Сдаём назад, выходим, смотрим и верно: прямо колея, слева болото. Штурман уходит на разведку, и возвращается с новостями: дальше дорога лучше, так что рискнуть теоретически можно. Но потом метров этак через сто колея сужается, а ещё через сто превращается в тропинку, которой, конечно, пользуются, но очень редко. Получив такие разведданные, решаем встать на ночлег прямо тут, в поле, а завтра уже выбираться в город и, если получится, искать живописные виды на берегу озера для проведения фотосъёмки... тем более, что такие фотографии в интерете есть.
Подобная поездка в поисках ночлега превратила первый день в неожиданное, но интересное приключение. Вот только будь мы на обычной легковушке так далеко по "дорогам", указываемым навигатором, мы добраться не смогли бы. Так что, как говорится, не всё то дорога, что нарисовано. В подтверждение своих слов привожу ускоренное видео спояснениями того, что по мнению навигатора было дорогой, а что дорогой без покрытия.