День первый.

Начинается новый день,
И машины туда-сюда.
Раз уж солнцу вставать не лень —
И для нас значит ерунда.
Кино

Планов громадьё, или в путь

Поскольку понедельник и вторник для музеев — выходные дни, стартовать решили в среду. Планы на этот день были поистине наполеоновские: посетить все намеченные музеи Переславля, считая музей узкоколейной железной дороги (его посещение входило в строго обязательную программу). Потому, чтобы всё усппеть и нормально выехать из Москвы, решено было стартовать в 8 часов утра. Соответственно — подъём в 7. Однако поставленный будильник подвёл и не сработал в назначенный час. В результате, ближе к 8 мы только проснулись (кстати, на удивление легко: вот что значит "удалось отоспатсья после тяжёлой предотпускной недели"). Дальше невольно вспомнился армейский афоризм про сапоги, которые надо чистить с вечера, чтобы утром надевать на свежую голову. Нет, не то что бы мы утром были совсем не готовы к старту... но вот загрузку машины тем, что оставалось в доме (а это подукты и техника) мы оставили на утро. Казалось бы, чего тут страшного? Так ведь это тоже время. Результат — забытая-таки карточка с топографическими картами для навигатора, и потеряное время. Старт по факту у нас состоялся в 8:54. Правда, к счастью, стоять нигде особо не пришлось — только дежурная пробка на выезде из Москвы в Мытищах, да затруднение, связанное с расширением М8 (она же — ярославское шоссе) ближе к Пушкину. Так что до Переславля мы добрались примерно в 10:45, и в 10:53 уже парковались у первой точки маршрута — музея Александра Невского. Навигатор старался привести нас самым логичным для него образом: при первой же возможности свернуть с центральной улицы, и дальше проехать по прямой. Но не тут-то было: этот самый первый съезд оказался воротами, ведущими куда-то. Второй же съезд мы проскочили, поскольку второстепенные улочки Переславля были для нас слишком узкими по сравнению с московскими перекрёстками, чтобы их сразу заметить. В результате, мы повернули на третью улочку, и обнаружили, что сделали правильно. Мало того, что выехали прямо кмузею, так ещё и оказалось, что параллельная дорога, на которую вели предыдущие повороты, закрыта для сквозного проезда.
Приехали мы, и увидели следующую картину: монастырь с музейной экспозицей внутри, и рядом — маленький домик-музей Александра Невского. Подумав, решили сначала идти вмонастырь, а там уж как получится. Пошли — и непрогадали.

Город-музей

Это оказался недействующий Успенский монастырь, на территории которого — 6 различных выставок, рассказывающих как о самом Переславле,так и о его жителях рахзных лет. Заплатив 20 рублей за вход натерриторию монастыря, именуемого сейчас "Переславль-залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", получаешь возможность погулять по нему, как по парку-музею. Всё же что ни говори, а почувствовать себя внутри стен древней кркепости (а, как известно, монастыри на Руси строились в основном в оборонительных целях) стоит обязательно. Конечно, пытливый читатель, бывавший уже во многих городах Золотого Кольца, скажет сейчас, что "все эти монастыри-крепости одинаковы, достаточно посетить один-два — и больше смотреть не на что"... Позвольте возразить, любезный друг! Да, внутренняя структура монастырей-крепостей похожа: крепостная стена с бойницами и башнями, которая либо обнесена рвом, либо стоит на хорошей возвышенности, сами башни, выполняющие разные функции: тут и смотровые вышки-колокольни, и кельи монахов. Внутри обязательно собор и колокольня. Вот, собственно, и все сходства. А дальше начинаются различия. Например, не в каждом монастыре есть краеведческий музей. Я, хоть и немного ездил пока, знаю помимо Успенского монастыря Переславля только один ещё монастырь, на территории которого краеведческий музей до недавнего времени был. Монастырь этот находится в городе Старица Тверской губернии. А почему был? Потому что недавно за монастырь взялась русская православная церковь, которая решила, что подобным музеям не место в стенах монастыря, даже если он находится в полуподвальном помещении. В результате музея в монастыре сейчас нет, он находится где-то в городе.
Ну да ладно, что-то я отвлёкся. По счастью, данный монастырь, как я уже говорил, действующим не является, посему туда может попасть любой желающий, независимо от вероисповедания. Главное правило — как и везде — уважать историю. Но к этому мы ещё вернёмся.

Когда входишь в монастырь, попадаешь на главную аллею, расходящуюся в стороны. На алее, перед прудом, установлен памятник Юрию Долгорукому. Откуда он здесь? — спросите Вы. Отвечу: Юрий Долгорукий — он не только Москву основал. В 1152 году им же был заложен город Переславль, и заложен не просто так: крепостные стены города по замыслу князя должны были помочь славянским народам, живущим здесь, защититься от нашествий волжских булгар. За памятником, как я уже сказал — пруд, на котором, судя по плану музея заповедника, должен располагаться лебединый остров. Тут-то и замечаешь, что некогда облагороженному музейному комплексу всё-таки не хватает ухода и заботы: пруд местами зарос, а "остров" снесён на противоположный берег пруда.
Зато сколько на территории монастыря яблок и яблонь! Я не совру, если скажу, что почти всё внутренее пространство между аллеями представляет собой яблоневый сад. Так что путник, измождённый долгими походами по музею-заповеднику, может на его территории немного подкрепиться... теоретически. Сами мы не пробовали, и реакцию местных не знаем.
Юрий Долгорукий Пушка-трофей
Памятник основателю Переславля, Юрию Долгорукому Надпись под пушкой гласит: "Пущки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года". Таких пушек две, установлены они по обе стороны от входа в здание музея

Пора перейти к экспозициям. Начали мы с краеведческого музея, в нём, как оказалось, экспозиций больше всего. Первая — иконопись. Иконы, написанные переславскими мастерами-иконописцами и свезнные в музей из разных храмов. Без восторга смотреть экспозицию нельзя. Ведь умели желюди творить! Пусть сюжеты на многих иконах повторяются, но каждый мастер вкладывал в творение себя. Это не механика, это действительно творчество.
Помимо стандартных икон с изображением Богородицы и Николая Чудотворца, есть в экспозиции и иконы, рассказывающие о житие святых, причём местных. Вот, например Никита Переславский — святой мученик. По преданию, он служил сборщиком податей на строительство нового города и Спасо-преображенского собора, но на такой "хлебной"(говоря современным языком) должности заботился не о городе, а о собственном благополучии. Однажды было ему знамение (в приготовленном женой супе он увидел кости людей, погибших по его вине), и он решил раскаяться в грехах своих. Он пошёл в лес, на болота, и отдал себя на съедение гнусу. Потом его, в измождённом состоянии, подобрали и отвезли в монастырь. Там он стал послушником, денно и нощно замаливал грехи у столпа, а после стал целителем в том же монастыре и лечил людей. Умер он от рук разбойников, которые приняли носимые им металлические вериги за серебряные, за что и убили монаха, а тело бросили в реку. Разобравшись в своей ошибке, они выбросили и цепи. Когда их прибило к берегу, люди узнали о смерти Никиты. Сейчас и сами вериги, и мощи святого хранятся в Спасо-Преображенском соборе города.
Есть в экспозиции музея иконы, рассказывающие и жития других святых, в том числе — Александра Невского и Георгия Победоносца.

Иконопись плавно перетекает в живопись. Неудивительно, ведь по сути живописцы и иконописцы похожи: и те и другие пишут изобразительное произведение на определённую тему по определённым правилам. Только вот то ли правила в иконописи строже, то ли отбор иконописцев был более тщательным, то ли учили их лучше.... словом, плохо написанных икон я не встречал, в отличие от плохих картин. Ну, не встречал, и всё. А вот картины — это да. Кстати, в экспозиции есть и такие: понять, что изображено на ней сразу сложно; только потом, приглядываясь, начинаешь понимать, что же хотел сказать автор. Но есть и шедевры, отлично передающие быт того времени, в котором жил их Творец — человек, сумевший не только остановить мгновение, но и бережно сохранить его для потомков.
Станок для выколачивания шерсти
Такими станками пользовались наши предки, чтобы добыть чистую шерсть

На смену живописи приходит резьба по дереву — и мы опять возвращаемся в прошлое. В экспозиции фигурки ангелов перемежаются с языческими идолами, ростовые фигуры Христа, сидящего в темнице — с фигуркой обычной девочки. А в соседнем зале — выставка быта и ремёсел. Мужские и женские костюмы, предметы быта, и даже станок для выколачивания шерсти, который позволял отделить грязную шерсть от чистой.
Дальнейшие экспозиции располагались в других зданиях. Первой из них была экспозиция "Переславль 100 лет назад". Выставка небольшая, но содержательная: здесь показан не только быт горожан и панорама Переславля. В одном павильоне была воссоздана атмосфера трактира начала XX века, а в соседнем демонстрировалась одежда, в которой ходили наши недавние предки. После этой экспозиции мы посетили ризницу — в ней представлены предметы церковной утвари. По увиденному складывается впечатление, что на оформление церквей, одеяния священнослужителей, а также церковную атрибутику на Руси испокон веков не жалели ни серебра, ни злата. Видимо прав был Владимир Высоцкий, говоря: "Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал".
Логичным продолжением стало посещение Успенского храма. Тоже, кстати, отличная возможность посетить православный храм для тех, кому не позволяет сделать этого вероисповедание: недействующий храм — это всего лишь музей. Хотя, конечно, смотришь на стены этого "музея" — и понимаешь, что реставрация тут была бы не лишней: росписи на части стен и куполов как-будто "слезли".

А дальше — колокольня. Вернее, колокольня там была раньше, теперь это — смотрова яплощадка, с которой открывается вид как на сам монастырь, так и на его окрестности: город Переславль и Плещеево озеро. Здесь рассказывать особо нечего, как говорится, лучше один раз увидеть. Вообще на территории монастыря есть две "смотровые площадки": одна доступна всем, и находится в одной из башен. Вторая — в колокольне. Туда нужно билет покупать. Разница в видах — налицо, вернее сказать — на фотографиях.
На самый верх колокольни ведёт деревянная лестница. Само собой, небольшой зазор между досками встречается, так что посещение на шпильках не рекомендую: можно остаться и без каблуков, и без ног.
Смотровая площадка Колокольня
Вид с общедоступной смотровой площадки Вид со смотровой площадки колокольни

Последним музеем на территории монастыря был музей природы переславля. Что тут сказать... сложно передать ощущения, когда входишь в зал музея, а на тебя смотрит лось. причём, хоть он и застеклом, всёравно невольнозадаёшься вопросом "а он настоящий, да?" Оказалось, переславский край богат разнообразием зверя, птицы и рыбы.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Меж тем, время неумолимо бежало вперёд, посему, дабы не упустить действительно интересные вещи, решено было в музей Александра Невского не заходить, а двигаться к музею узкоколейных железных дорог, называемому также в местных путеводителях музеем паровозов. Все остальные музеи, запланированные к посещению, решено было оставить напоследок.
Местоположение музея в навигаторе было забито по координатам, да и сама дорога была довольно простой: всё время прямо, потом налево на грунтовку, далее проехать через деревню, и — вот он, музей. По факту же, парковка для посетителей музея была прямо перед въездом в деревню. Конечно, если верить табличке, проблем с въездом на территорию музея (там сделана "ближняя" парковка) в будни быть не должно, но мы решили перестраховаться и пройти через деревню пешком. Не зря, ибо мест на ближней парковке к нашему приходу не было.

По кукушке мы катапись

Кукушкой называют узкоколейные дороги, так что многоуважаемых экологов прошу успокоиться: ни одной птицы за время визита в музей не пострадало.
Как оказалось, в экспозиции музея — не только вагоны и локомотивы (кстати, паровозы тоже есть, причём среди них есть паровоз-танк). Также тампредставлен и автопарк, в составе которого ЗИС-5, ГАЗ "полуторка", американский "Вилис" и наш отечественный ГАЗ-67 "Иван Вилис", а также ГАЗ-21. Действующей автотехники, если судить по внешнему виду, заметно меньше,чем железнодорожной... да и какое она, казалось бы, имеет отношение к узкоколейным железным дорогам?
Вот это как раз-таки становится понятно, когда переходишь к основной части экспозиции. Выяснются интересные вещи: где-то на локомотиве использовался двигатель горьковского автозавода, "снятый" с грузовика, где-то вся машина целиком была поставлена на рельсы...
В общем, хоть экспозиция и небольшая — посмотреть действительно есть на что. Некоторые экспонаты, такие, например, как поставленный нарельсы автомобиль ЗИМ или финский танк-паровоз, сохранились вообще в единственном экземпляре!
Танк-паровоз Дрезина-автомобиль ЗиМ
Скажете, не танк? Тогда вспомните истинное значение слова Tank — в переводе с английского это означает "бак". У таких паровозов и запасы воды, и запасы угля находились в резервуарах на самом локомотиве, что позволяло не таскать с собой тендер. Данный паровоз был построен в 1945 году в Финляднии в счёт возмещения ущерба от действий финской армии, а использовался на разработках туфа в Армении. Локомотив передан в музей в 1990 году, и в настоящий момент является единственным уцелевшим из всех 30 единиц, выпущенных финами Специально для тех, кто мечтал поставить свой автомобиль на колёса — дрезина-автомобиль ЗИМ. Всего таких было два, а конкретно этот эксплуатировался в железнодорожных мастерских Горьковской ГРЭС для служебных поездок руководства сети торфяного транспорта. Поставлен на рельсы в 1960-х годах, использовался до 1990 года. В музей передан в 1996 году

На "десерт" мы оставили предлагаемый музеем атракцион "Катание на ручной дрезине". Пришлось подождать — ибо дрезина, как выяснялось, пользуется большим спросом ежедневно. Зато пока стояли в очереди, узнали у смотрителя музея про прошлое этой дороги, а также о планах музея на будущее.
Там, где сейчас музей, в советское время было железнодорожное депо переславской узкоколейной железной дороги. Назначение ветки было промышленным: в регионе велась добыча торфа. Залежи этого полезного ископаемого в тех местах были очень велики. Из болот вагоны с торфом при помощи мотовозов вывозились "в мир" — к станции Береднеево Северной железной дороги. Там торф перегружался в обычные составы. Со временем добычу торфа пркратили, а болото затопили. Кстати, именно благодаря "консервации", то бишь затоплению, торфяники под Переславлем не горели в 2010 году, в отличие от торфяных месторождений Шатуры. Но вместе с месторождением "законсервировали" и дорогу: проще говоря, её перестали обслуживать. Вагоны и локомотивы, стоящие в депо, почти все были порезаны на металлолом, сохранить удалось только один локомотив, одну дрезину, да пару вагонов, один из которых сейчас оборудован под сувенирную лавку. От железнодорожного полотна тоже осталось не так много: в одних местах пути заросли, в других их разобрали.
Сейчас музей собирает экспонаты со всего бывшего СССР, восстанавливает их по тем данным, которые удаётся найти. Также восстанавливается железнодорожное полотно. Уже в этом году пятисотметровый участок колеи хотели превратить в трёхкилометровый, но поздняя весна внесла свои коррективы. В ближайших и среднесрочных планах музея — восстановить 5, 10,а потом — 20 км узкоколейных путей и запустить экскурсионный маршрут по "кукушке" до озера.

На этом рассказ закончился, и подошла очередь "рулить" дрезиной. Короткий обязательный инструктаж, включающий в себя технику безопасности и демонстрацию управления, и — впуть! Сначала — вперёд, потом — обратно. Легко? Безусловно, на словах всё легко. На практике... ну, не сказать, чтобы тяжело, но определённый навык всё-таки приобрести приходится. Дело в том, что на рельсах сопротивление качения намного ниже, чем, допустим, на асфальте. Потому если есть малейшая горочка — дрезина будет набирать скорость. Оно бы, может, и ничего, если бы не два фактора: горочка была как раз в депо, где "тележка с ручкой" маневрирует по стрелкам — это раз. 500 метров — не так уж много — это два. Средство управления дрезиной только одно: рычаг, жёстко связанный с колёсами. Жмёшь на него — дрезина ускоряется. А тормозить как? Правильно — либо отпустить рычаг, либо притормаживать его, только аккуратно: в процессе притормаживания он может "прилететь" в управляющего. Словом, пока я учился разгоняться и тормозить, мы проскочили железнодорожный переезд за депо, и уже подъезжали к окончанию пути. Быстро, однако! Но что поделать — надо возвращаться. Как заставить дрезину ехать вспять поняли быстро, и... поехали! В этом месте надо обязатель сказать пару слов об ощущениях, хотя это, на мой взгляд, самое сложное. Лично у меня они были положительные, ибо не каждый день даётся возможность самому ехать по железной дороге. Не так, что тебя везёт кто-то, сидящий в паротеплоэлектровозе, а сам! Это здорово! Но отведённый нам прогулочный километр уже подходил к концу, мы въезжали на территорию депо и шли в гору. Приятное напряжение в руках при толкании рычага дрезины, и — финиш, конечная. Пора передавать эстафету.
На этом посещение музея узкоколейных железных дорог мы закончили и двинулись дальше. Куда? — спросите Вы. Конечно же, обедать! Ибо весь день на перекусах особо не продержишься, да и время уже к четырём часам.

Почти на море, почти на юге.

Кафе "Ботик Петра"
Кафе "Ботик Петра" располагается на берегу Плещеева Озера

Ещё по дороге в музей Кукушки мы заметили кафе "Ботик", которое располагалось практически на берегу Плещеева озера. Я по незнанию даже предположил, что кафе как раз-таки сделано из того самого бота потешной флотилии Петра, который дошёл до наших дней. Ну, посудите сами: кафе называется так же, и стилизовано под судно. Меня даже не смутило то, что это "судно" стоит на кирпичном фундаменте, обрезано с носа (то есть от корабля оставленатолько середина и кормоваячасть). И даже когда с "борта судна" мы увидели пристройки к нему, выполненные в таком же стиле — это меня лишь немного насторожило. Удивлял лишь факт, казавшийся нелогичным: точка GPS, по которой был обозначен ботик, находилась с другой стороны от дороги, нежели озеро и кафе. И лишь позже, когда с открытой палубы мы заметили распологающийся через дорогу парк-музей, к которому подъехал экскурсионный автобус, и поинтересовались у официанта кафе,"что это за место", все вопросы отпали: бот там, в одном из музейных корпусов. Остался только один вопрос — координаты. Но, как известно, и GPS бывает ошибается.
Впрочем, об этом позже, а пока мы попали на палубу корабля, выбрали себе столик, и нашли меню. В целом кафе произвело приятное впечатление, хотя цены могут показаться "кусающимися": за два первых блюда, салат и жаркое мы отдали 450 рублей. Но мы этим действительно наелись. Конечно, когда поднялся ветер, на открытой палубе стало прохладно — и сразу вспомнились прибрежные кафе черноморского побережья: прохладный ветер с моря, а ты сидишь себе под навесом, любуясь на живописный морской пейзаж. Так и тут, хоть пейзаж и не морской. Однако тролль-тучу, надвигавшуюся с озера, увидели быстро. Почему я её так назвал? Потому что она дразнила нас весь день, словно преследовала от самой Москвы. Перед отъездом прошёл лёгкий дождик, всю дорогу было пасмурно с переменными проблесками солнца. Под конец нашей прогулки по монастырю — снова пасмурно, и даже слышны далёкие раскаты грома, хотя стоило нам выехать в сторону музея паровозов — снова солнце светит, не жизнь, а благодать! И вот сейчас снова эта туча. По воде идёт рябь, раскатов грома не слышно, но молнии над озером несколько раз сверкали. Часть отдыхающих (оказалось, что кафе находится на территории кемпинга) потянулись от озера к своим домикам, свинцовая тьма пришла, но... дождя нет. Только холодный ветер, эффект которого нейтрализуется горячим жаркое. Посмотрела на это всё туча, обиделась и ушла. Но она не могла уйти просто так! Лишь показалось солнце, с небес пролился то ли крупный ливень, то ли мелкий град — честно говоря, толком было не понять. Барабанило сильно, но характерных для града льдинок ни на асфальте, ни наприпаркованых машинах я не видел.

Но вот дождь закончился, еда тоже. Пора продолжать маршрут. А что у нас дальше? Мы рядом с одним из обязательных пунктов программы — ботиком Петра I. Значит — идём туда. Пришли? Пришли. Что видим? Касса, вход в парк — 20 рублей. Платим, проходим. Дойдя до здания, в котором лежит вышеупомянутый бот, узнаём, что билеты продаются в другом корпусе, идти до которого почти через весь парк. Ну, ладно, погуляем заодно. Кстати, такая прогулка дала нам возможность трезво оценить время: на часах 16:30, и, несмотря на то, что в парке было на что посмотреть кроме бота, мы уже никуда не успеем. Значит, ограничваемся билетом напросмотр бота. Собственно, вот он, на фото.
Бот "Фортуна" Корабельная пушка
Единственное судно из "Потешной флотилии" Петра I, дожившее до наших дней. Образцы корабельного вооружения. Представлены в парке под открытым небом

Родник Алёши поповича.


Дальше в планах — поиск места для ночлега на берегу озера Неро, близ Ростова Великого, с проездом через родник Алёши поповича.
Известно про родник следующее: По преданию, Алеша Попович за службу получил в удел от князя Владимира Красное Солнышко земли близ Ростова Великого. Там он и обнаружил родник с удивительно чистой, прозрачной и вкусной водой, и понял, что не ошибся в выборе места для основания села – это и было село Поречье. В 1990 году родник собирались обустроить в рамках программы "Родники России", но еще в 2007 году, когда источник освящали, здесь была лишь простая металлическая труба и колодец из голых бетонных колец. Позднее у источника на средства семьи Соловьевых и при помощи работников Спасо-Яковлевского монастыря была возведена часовня-купель; в 2011 году планировалось ее открытие и освящение.
Координат родника найти не удалось, зато было следующее описание проезда: насквозь через все село Поречье; сразу за селом – налево по асфальтированной дороге, примерно через 300-400 метров начинается грейдер, по нему еще порядка 200 метров. Далее свернуть на грунтовую дорогу, которая ведет к самому роднику. Переводим в термины Гарминовского навигатора: за селом налево на дорогу, далее через 300-400 метров будет дорога без покрытия, через 200 метров искать с неё съезд. Интуитивно — съезд, скорее всего, будет влево, потому что озеро с левой стороны от дороги. Всё просто и понятно. Теперь смотрим на карту автодорог. Первый поворот есть, а второго что-то не видать. Вернее, не видать дороги без покрытия: на несколько километров вперёд идёт асфальтовая дорога, и никаких ответвлений от неё не видно. Ладно, посмотрим топографическую карту — может, там что получше. Но чуда не случилось: на топографической всё то же самое. Да и чему удивляться: ведь в ТОПО версии указано, что сделана она на базе простой дорожной. Ну что ж, отсчитав 300 метров от поворота, я поставил точку, которую и использовал как путевую. И когда доехал до неё—о чудо: начался грейдер. Всё прям как обещали. Проезжаем ещё 200 метров — вправо уходит накатанная колея. Потом, правда, она раздвоилась, и мы свернули не туда, однако цена ошибки была невелика: теперь мы просто обозревали родник и накатанную "площадку—паркинг" сверху. Спуск с нашей дорожки был, но супруга-штурман убедила внииз не съезжать, даже на полном приводе. Вот снизу вверх — пожалуйста! На том и порешили.
Пейзаж с верхней дороги Купель
Вот такие пейзажи открываются с края оврага, внизу которого бьёт родник Алёши Поповича Так выглядит купель около родника

Что можно сказать о роднике... Вода чистая, Это видно. Вкус у воды тоже как учистой родниковой, поэтому не смогли мы отказать себе в удовольствии заехать на родник и на следующий день. Что же касается купели — да, она стоит, но, на мой взгляд, не функицонирует. То ли поставили её не на том месте, то ли ещё что — но вода в ней застаивается. Видно, что за купелью никто не следит, потому в воде плавает что-то постороннее: не то щепки деревьев, не то ещё что. Влезать в такую купель я бы сам не рискнул, и другим не советую: кто его знает, что в этой стоячей воде есть.

На ночлег к озеру.

(при наборе этого заголовка на мелкой клавиатуре походного нетбука в слове "озеру" едва неслучилсь опечатка: если посмотреть на русскую раскладку клавиатуры, то рядом с буквой "З" находится буква "Х". В принципе, опечатка отражает состояние экипажа в момент постановки на ночлег. подробности ниже)

Набрав воды, мы решили проехать вдоль озера в поисках живописного места на берегу: чтобы можно было и заночевать, и полюбоваться красивыми видами вечернего Ростова. Ещё в процессе подготовки я проверил наличие дорог вокруг озера — хоть каких-то, лишь бы были. Тогда обычные карты мне показали, что опоясыващей озеро дороги как таковой нет, а топографические — что такая дорога есть, но местами она грунтовая. Вот только карту памяти, на которой установлены карты ТОПО, я, как уже сказано выше, оставил дома. Что ж, остаётся уповать на то, что навигатор по имеющимся картам найдёт ту самую дорогу. Надо сказать, что в прошлом году во время фестиваля ориентирования "Зарница" меня навигатор так уже вывел короткой дорогой к финишу, но тогда, помнится, он весь маршрут считал асфальтом и видел все дороги. Сейчас же он "вроде как" знает не всё. Или, может, я чего не заметил? На всякий случай отключаю режим "объезд груттовых дорог", и.... о чудо! Навигатор показывает прямой путь к забитой мной точке. Сама точка, напомню, была взята наугад, просто как возможное место стоянки.
Подключив передок и заехав "разминки ради" на горку около родника, возвращаемся на грейдер, который навигатор упорно продолжает считать асфальтовой дорогой. Едем вглубь, чем дальше — тем хуже грейдер. Вот уже на нём встречаются серьёзные рытвины, а навстречу нам попадаются местные автомобилисты, удивлённо провожающие нас взглядом. Деревня всё дальше, дорога всё хуже, но навигатор не унывает: это асфальт — и всё. А вот впереди уже будет поворот на дорогу без покрытия. Хм... Интересно, если ЭТО по мнению навигатора асфальт, то что тогда дорога без покрытия? Задав себе такой вопрос, стали ждать поворота. И дождались. Маршрут уводил нас в деревню, сообщая, что дорога без покрытия проходит через неё, и соединится с другой асфальтовой трассой. В общем, что сказать: дорога-то, конечно, была... и она даже была для нас проходимой. Но я невольно начал ощущать себя героем известного анекдота, в котором чистый "городской" джип заехал в глухую богом забытую деревню, проехал через неё и остановился на краю оврага, прямо рядом с покосившимся забором. После чего старушки, сидевшие на завалинке и наблюдавшие за этим "продвижением", друг дружке пошутили про него — мол, смотри, Никитишна, ещё один, с навигатором! Кстати, как только вспомнился этот анекдот — показалась очередная деревня, с местными жителями... Не, конечно, "дорога" за деревней была... какое-то время. Потом направление можно было угадывать только по примятой траве, а это делать в лучах садящегося солнца, бьющих в лобовое стекло, сложновато. В результате, один раз от той траектории, которую предлагал навигатор, мы отбились, и потом каким-то чудом вернулись на неё. А дальше стало легче и понятнее: колея, по которой мы продвигались, чётко совпадала с траекторией маршрута, предлагаемой навигатором. Так что внешне всё хорошо: чистая машина едет себе посреди поля на полном приводе.... Кстати, ничего не коробит в такой картине? Что? Почему машина чистая? Вот, видимо все так подумали, включая тех, кто эту колею прокладывал, ибо подъехали мы к бродику. Сам по себе бродик небольшой и неглубокий, но на противоположном его конце возвышается выступ твёрдой земли, и есть неплохой шанс этот выступ не пройти. Были бы мы не одной машиной — нас бы в этом случае могли дёрнуть. Было бы это не поле — мы бы размотали лебёдку. А тут оба указанных условия отсутствуют: кругом ни одного нормального деревца, да и машин тоже нет. Посему решили так: штурман направляет, пилот на понижайке проходит, прижимаясь к левому краю и стараясь не попасть в колею. В теории хорошо, правда? А на практике машина на любой AT резина, сколь зуьбастой она бы ни была, требует очень аккуратного пилотирования, ибо из колеи сама выбраться не может. Так что шаг влево—шаг вправо... в общем, оно у нас и случилось: я попал в колею. И попытавшись сдать назад понял, что такой возможности уже нет: включаешь заднюю, колёса уходят в пробуксовку. Оставался последний вариант, которым я и воспользовался: вывернул руль, и нажал на газ. Только вот штурмана предупредить забыл, хотя, надо сказать, супруга у меня сообразительная — как только поняла, что происходит, тут же бегом удалилась с предполагаемой траектории движения, а мне оставалось лишь сделать так, чтобы машина ехала туда, куда надо, а не туда, куда хочется. В итоге это получилось, и теперь мы ехали дальше по полю, на полном приводе и грязные.
Дорога без покрытия Бродик
Угадайте, что это? Дорога без покрытия. Правда, похожа? А это — "бродик" на дороге без покрытия

Долго ли коротко ли блуждали мы, а вывела дорога нас к очередной деревне, находящейся уже недалеко от берега озера. Правда, попытка найти там место для ночлега успехом не увенчалась: дорога к озеру вела, но заканчивалась неожиданным тупиком с кострищем. Решили ехать дальше, ибо впереди как раз уже была асфальтовая дорога, которая, судя по карте, выходила совсем на берег озера. Дорога шла через деревню, поэтому я представлял это себе примерно так, как сделано на озере Ильмень: там в одной из прибрежных деревень дорога заканчивается площадкой с видом на озеро, на которой можно спокойно переночевать.
Но не тут-то было: село есть, и дорога есть тоже, да и уходит она вроде к озеру... но, судя по плотности застройки, ничего кроме частных домов там нет, плюс, как нам показалось, территория огорожена "для своих", чтоб кто попало не шастал. Что ж, нет так нет — поедем дальше к точке. Вон, навигатор рисует, что нам по по дороге ещё немного проехать — и будет следующая деревня, но только вот дорога в деревне, кажется, кончилась. Точнее, мы увидели селдующее: навигатор показывает, что ехать прямо, а у нас по факту развилка: либо влево по колее в поле, либо — по хорошей дороге направо. То, что идёт прямо, конечно, забора и ворот не имееет, но проходит как-то очень близко ко входу в чей-то дом, а потому под понятие "дорога" подходить не может. Надо сказать, что нам навстречу незадолго до этого перекрёстка проехала местная легковушка, потому мы и решили, что дорога дальше есть. Но раз она есть — значит, она справа, потому что колея через поле недостаточно наезжена. Не знаю, возможно кто-то и пользуется этой левой колеёй, для проезда дальше, и возможно кто-то на легковушках по правой дороге ездит, но правда оказалась в том, что дорога эта привела нас к большому деревенскому хлеву, в котором и закончилась. На дворе вечерело, а потому неудивительно, что на шум нашего мотора вышел кто-то из местных — посмотреть, кто ж это приехал в столь поздний час. Правда, мы уже поняли к этому моменту, что заехали не туда и успели развернуться, так что в глазах местного жителя, скорее всего, стали очередными героями анекдота про "ещё одних, с навигатором".
Ладно, раз вышеупомянутое устройство показывает, что дорога есть, значит — она где-то есть. В конце концов, если верить карте, асфальт к той деревне, в которую нас ведёт это "бесовское устройство", не подходит, а значит дорога к ней отсюда дожлна быть точно — просто, видимо, составители карт немного ошиблись (кстати, ещё на въезде в эту деревню я обратил внимание на расхождение реальных координат с координатами дорог на карте; может, конечно, это была погрешность, но в таком случае она слишком постоянная, поскольку на этой дороге в пределах деревни и небольшой зоны вокруг неё все повороты "бились" с одинаковым сдвигом). С такой мыслью мы свернули на колею в поле, которая вывела нас обратно в деревню! Видимо, местные придумали такой вот объезд, чтобы не беспокоить жителей угловых домов. За деревней — развилка. Поскольку время уже позднее, решаем дальше не продвигаться, а попробовать разведать левую дорогу, которая, если верить направлению, приведёт нас к озеру. Сказано — сделано: свернули, едем. Дорога хорошая, ровная, колей нет... ой! Кажется, это была хорошая колея. Сдаём назад, выходим, смотрим — и верно: прямо — колея, слева — болото. Штурман уходит на разведку, и возвращается с новостями: дальше дорога лучше, так что рискнуть теоретически можно. Но потом метров этак через сто колея сужается, а ещё через сто — превращается в тропинку, которой, конечно, пользуются, но очень редко. Получив такие разведданные, решаем встать на ночлег прямо тут, в поле, а завтра уже выбираться в город и, если получится, искать живописные виды на берегу озера для проведения фотосъёмки... тем более, что такие фотографии в интерете есть.

Подобная поездка в поисках ночлега превратила первый день в неожиданное, но интересное приключение. Вот только будь мы на обычной легковушке — так далеко по "дорогам", указываемым навигатором, мы добраться не смогли бы. Так что, как говорится, не всё то дорога, что нарисовано. В подтверждение своих слов привожу ускоренное видео спояснениями того, что по мнению навигатора было дорогой, а что — дорогой без покрытия.

Пролог День первый. Москва-Переславль-Ростов День второй. Неожиданное возвращение Эпилог
Музей-заповедник Кукушка Бот и ботик Родник Ночлег Ростовские сюрпризы Хитрость и смекалка По дороге в Ярославль О гостиницах
День третий. Ярославские тайны День четвёртый. Ярославль-Тутаев-Рыбинск День пятый. Мышкин-Углич
Планетарий Медведи и кремль Петропавловская церковь Тутаев Рыбинск Утро в лесу Мышиная жизнь Градус туристус О мифах и суевериях