День четвёртый. Самый жёсткий день
|
![]() |
![]() |
![]() |
Наш лагерь (по центру) и место нашей днёвки. |
Как уже говорил, подробно останавливаться на днёвках я не буду, так что буду краток. Во время нашей вчерашней стоянки мы попытались прикинуть оставшийся километраж, и тут у нас начались определённые расхождения. Для расчёта километража мы пользовались картой, загруженной в телефон заранее, – это мы оговаривали ещё при подготовке маршрута. Сначала получилось что до Чусового нам плыть около 80 километров, при этом километров через 50 будет населённый пункт, который рассматривался как альтернативная точка эвакуации: посёлок Усть-Койва. Но при попытке пересчитать получились совсем другие числа. Одно было ясно: плыть нам ещё много. Звучали мысли сняться с Усть-Койвы – доплыть туда за два дня, поймать там машину и выехать к поезду. Но вот только пара нюансов добавляла этому плану изрядную долю нездорового авантюризма. Во-первых, мы доподлинно не знали, есть ли там транспорт, при этом возможности как-то выяснить это у нас тоже не было: из мобильной связи в месте нашей стоянки был только каким-то чудом долетевший теле2, которого ни у кого из нас не было. А во-вторых, даже если мы найдём машину, мы не знаем, сколько нам будет стоить эвакуация до вокзала, причём здесь можно было готовиться ко всему, ибо цены доброски от вокзала (что от Перми, что от Чусового) реально кусались. В этом плане принятие подобного варианта было бы большим риском, поскольку мы лишались главного ресурса – времени. А при опоздании на поезд выбраться в Москву было бы намного сложнее. В общем, в любом случае понятно было одно: плыть нам надо в хорошем темпе. Посему мы, решившие внутри своего экипажа поменяться местами, договорились так: если скорость упадёт, пересаживаемся обратно. Так прошла днёвка. Настал следующий гребной день. Снова дежурство легло на нас, и мы, наученные опытом здешнего костроразведения, устроили себе ещё более ранний подъём. Передавшие смену вчерашего дня Саша и Юля оставили нам сухих дров, которые горели получше (проверено вчерашним костром) и растопочный материал в виде берёзовой коры, которой в этот раз было очень много. Это отчасти помогло, потому что занялся костёр реально быстрее и в перерывах между обмахиваниями мы успевали больше: быстрее кололись дрова, меньше времени уходило на нарезку овощей в утреннюю кашу. Даже вода быстрее закипела! Но без приколов тоже не обошлось: сначала у нас умерла уже вторая зажигалка, а потом в костёр случайно ушёл пакет со спичками… хорошо, вовремя извлекли, иначе дальше было бы веселее. В сборах тоже ждал сюрприз. Мы за эти дни стали намного быстрее собираться – причём как наша байдарка в частности, так и вся группа в общем. Но вот ожидаемого уменьшения количества вещей как-то не наступало. Более того, к нашей байдарке откуда-то добавилось ещё два гермомешка. Ну да ладно, у нас место есть, вроде, благо кое-какие вещи перепаковали покомпактнее. Так что два новых пассажира отправились в ноги к заднему гребцу – то есть ко мне. Позже, правда, я об этом немного пожалел, ибо выскакивать из байдарки быстро было затруднительно – ноги путались в гермомешках и не очень правильно упакованных пенках – уж слишком далеко вперёд я их пропихнул по дну байдарки. |
![]() |
![]() |
![]() |
Снова на воде. Слева-направо: экипаж КНБ, мы и Шуя. |
Итак, отплываем! И сразу - прибавка к скорости! Даже несмотря на ноющие с непривычки запястья, мы стали плыть быстрее и ровнее. Попытались засечь скорость – и удивились: за первые 2 часа мы прошли 20 км, если не 25! Ну, значит, шансы нагнать дистанцию у нас сегодня есть даже без особых напрягов. Так что плывём и любуемся видами. А любоваться было чем. И вот сейчас я восполню пробел, и расскажу здесь про всю ту красоту, которая была с нами до этого дня. Как можно узнать из открытых источников, Чусовая – река горная, «разрезающая» Уральский хребет. Бывалые походники, правда, говорят, что самой красивой частью реки считается участок от Первоуральска до Кына, но и на нашем участке красоты хватало. То тут, то там виднеются скалы разной высоты и протяжённости. Причём попадаются как поросшие лесом и травой возвышенности, так и отвесные каменные глыбы с гротами, немного нависающими над берегом реки. Для удобства ориентирования, на некоторых камнях нанесены таблички с названиями и длиной дистанции от начала маршрута. А ещё река – это дорога. И тут на ней тоже есть режим движения (порой нам навстречу и в попутном направлении проходили моторные лодки) и дорожные знаки. Правда, как и зачем на приличную высоту кто-то повесил знак «Осторожно, дети» для меня до сих пор загадка. Тем не менее, он там висит. За созерцанием окрестностей незаметно прошло несколько часов. Вообще время на воде быстро летело, так что, когда мы причалили на обед спустя 4 часа, я был удивлён… и вместе с тем озадачен. Дело в том, что обед в моём понимании представлялся как середина пути, а если смотреть по карте, то серединой дистанции у нас на этот день было село Усть-Кумыш, до которого ещё грести и грести…. Ну, значит, либо встаём раньше Усть-Койвы (такой вариант рассматривался на берегу) и тогда уже идём до Чусового, либо придётся грести активнее. Тем временем… погода начала готовиться к дождю с грозой. Эх, видели бы вы, как быстро люди могут бегать по горам! Я вот тоже не видел до сей поры. В момент мы забрались по довольно отвесному склону вместе с необходимыми припасами, да ещё и тент успели натянуть, как укрытие от дождя. И следующие полчаса сидели на скале, наблюдая дождь над рекой и поглощая обед. Красивое зрелище! Но вот дождь закончился, пора плыть. И тут проблема: одной из байдарок потребовался ремонт. Спустя некоторое время мы отплыли, договорившись, что чинящийся экипаж вскоре нас нагонит. |
![]() |
![]() |
На этом участке мы несколько растянулись. Первая байдарка шла где-то далеко, уходя на поворотах за пределы видимости. Примерно на таком же расстоянии от нас, но позади, шла вторая, постепенно сокращая дистанцию. Шли все примерно с одной скоростью, правда, скорость эта упала: последующие несколько часов нашим максимумом было 8 километров в час. То ли причиной тому небольшая скорость течения и ветер, дувший в этот день преимущественно навстречу или поперёк курса, то ли устаём потихоньку… И тут нас догнали. Двое местных жителей пенсионного возраста, на такой же байдерке, как у нас, только без всяческмх фартуков, юбок, гермомешков и прочей современной атрибутики, со старыми-добрыми дюралевыми вёслами. Ни касок, ни спасжилетов на них тоже не было. Они просто прогуливались по реке, неторопливо взмахивая вёслами. Только вот их неторопливые взмахи давали скорость куда больше, чем наша интенсивная гребля. Как они сами признались, они просто решили вспомнить молодость, поэтому отправились на прогулку по этой спокойной реке. В разговоре мы узнали полезную для себя информацию: до Усть-Койвы осталось около 40 километров, но вот только самой деревни как таковой нет: она уже давно превратилась в этакую турбазу – стоянку для туристов, сплавляющихся по Чусовой. Найти там машину проблематично, так что, похоже, вариант у нас только один – маршрут пройти до конца. Зато есть хорошая новость: от Усть-Койвы до Чусового не более 30 километров ходу. Что означает, что мы спокойно можем встать раньше этого населённого пункта, а завтра пройти оставшийся участок маршрута. Позже мы собрались все и обудили данную информацию. Мнения первоначально разделились. Но всё же мы склонялись к тому, чтобы встать чуть позже обычного, но при свете, чтобы завтра пройти поменьше. Решили даже разделиться: Саша с Аней уходят вперёд и ищут стоянку, а наши две байдарки идут в своём темпе и их догоняют. Это давало возможность пройти побольше, встать засветло и не перенапрягаться, ибо днёвки на отдых у нас более не планировалось: завтра мы должны прийти к финишу маршрута, иначе на поезд мы не успеем. Так мы и шли следующие несколько часов. Однако, вечерело – одежда становилась мокрой, и потому в лодке становилось уже холодно. Прибавившаяся к этому усталость от долгой гребли только добавляла желания поскорее пристать к берегу, хотя определённый резерв сил всё-таки был. И вот, когда место стоянки уже почти найдено, наша разведгруппа встречает местных рыбаков, которые в разговоре сообщают: До Усть-Койвы осталось около 10 километров, до Чусовой – около 40. Вдохновившись полученной ранее информацией о том, что в Усть-Койве есть турбаза, наша разведгруппа решила воодушевить нас на то, чтобы пройти оставшиеся километры, «зато получить горячую еду и тёплую остановку на ночлег». Ожидания предполагали, что это всё на турбазе будет, но вот только не знали мы наверняка, будет ли всё вышеперечисленное ждать нас там в поздний час? Время уже было около 8, и по ощущениям эти 10 километров мы пройдём часа за полтора-два, ибо скорость уже давно колеблется в районе 5-6 км/ч. К тому же, солнце уже к закату, а встать надо успеть до темноты. |
![]() |
![]() |
Камень слева называется "Разбойник". На его вершине действительно растёт дерево. |
После принятия решения «плыть» я окончательно осознал, что такое «правильно упакованные вещи». Именно это, правильная упаковка вещей на берегу, позволила быстро найти сухую одежду. Ведь, как уже я сказал, от мокрой одежды (а вода с весла очень хорошо умеет превращать сухую одежду в мокрую) в вечерний час становится холодно, плюс на воде периодически поднимается ветер. Простыть в мои планы в этом походе не входило, поэтому таймаут на переодевание был обязательным. Но именно благодаря правильной упаковке вещей он был минимальным. И вот, мы уже снова на воде. И даже второе дыхание как будто бы открылось! Но солнце неумолимо клонилось к закату, и в Усть-Койву мы вплывали уже в сумерках. Причалили к берегу, провели разведку – наличие турбазы выяснить не удалось. Решили проплыть дальше – но кроме пьяных компаний, которые в большом количестве уже встали на привал, ничего на встречу не попадалось. База, вроде, была где-то там, за островом, но в спускающейся темноте её поиск становился невозможным. Посему решили искать место на берегу за деревней. Невдалеке, за поворотом, заметили косу, к которой и пристали. Вещи и лодки на берег заносили уже практически в темноте, а некоторые участники нашей команды вырубились практически сразу, как только был разбит лагерь. Кто-то, правда, потом оклемался, но в общем и целом уставшими и продрогшими были все. А нам ведь ещё завтра плыть – кстати, хорошо, что немного! В ход в качестве лечебных мер снова шёл лук, сопровождавший нас на каждой стоянке, водка, ибо ром уже успел закончиться. Места на берегу было мало, так что разместились опять по формуле 4 в одной палатке, 2 в другой. Но, как уже сказал, нам всего-то и надо, что ночь простоять. Финиш маршрута уже близко. |
![]() |
![]() |
Солнце клонилось к закату, а мы ещё продолжали грести. Зато собственными глазами смогли увидеть красоту уральских закатов | Фотография сделана непосредственно перед швартовкой к берегу. |