День первый. Самый длинный день.

  • Старт: Москва, Ярославский вокзал
  • Финиш: берег реки Чусовой недалеко от камня "Журавлик"

Когда начинается путешествие? Тогда, когда ты, собрав необходимое, на твой взгляд, снаряжение отправляешься из дома в место первой стоянки. Это своеобразная проверка группы и, безусловно, отдельное приключение. Не важно, идёт речь о пешем походе, автотуре или ином виде путешествий – это всё равно так. Ну, лично для меня.

В этот раз сей путь, как я уже упоминал в предисловии, был долгим – суммарно около 40 часов с момента посадки в поезд и до спуска к воде – но представлялся нам вполне понятным: предварительно изучен маршрут и расписание всех необходимых видов транспорта, продуманы резервные варианты пути. Дорога к заветной реке включала в себя поезд от Москвы до Перми, далее – две электрички и Газель, которая уже везёт нас до спуска на воду. Поскольку у воды мы оказывались в границе населённого пункта (стартовой точкой по плану выступало село Кын-завод), мы планировали собрать байдарки и отплыть немного вниз по течению, а затем уже ставить лагерь. Для меня лично поход сулил много и нового, и давно забытого: я уже 7 лет не ездил на поездах, а в водных походах вообще никогда не был. 

Бывалые походники лихо раскидали вещи по вагону, поезд тронулся – можно отдыхать. Особо подробно на этой части пути я останавливаться не буду. Скажу только, что воодушевление от грядущего, на мой взгляд, царило в нашем обществе настолько сильно, что на всём пути заражало окружающих нас людей: попутчики делились с нами историями из своих походов, да и нашей компании было что рассказать, что вспомнить. Равно как и темы для общения внутри команды находились. Ну а когда всё сказано, скоротать время помогает книжка, которая в нашей команде была у каждого.

Фотографию сюда
Чем ближе к цели нашего пути - тем больше воды в пейзажах. От этого места до точки старта нашего водного маршрута ехать часа 4

Так мы приехали в Пермь. Тут надо заметить, что время в уральских краях отличается от московского на 2 часа, то есть, по сути, мы прибыли в сей край не рано утром, а глубокой ночью – если смотреть по времени московскому. До электрички порядка 8 часов. Чем заняться? Правильно – пойдём гулять по городу. Попытка сдать вещи в камеру хранения успехом увенчалась почти сразу – пришлось, правда, несколько перепаковывать вещи, поскольку каждая сумка, согласно тарифам РЖД, считалась отдельным местом – даже если она компактно связана с другой сумкой. Ну да ничего – где наша не пропадала, как говорится! В итоге сдав вещи (после перепаковки у нас получилось 13 мест) мы отправились гулять по утреннему городу, который встретил нас ясным небом, в отличие от пасмурной Москвы. День обещал быть тёплым, если не сказать жарким, хотя в настоящий момент и было прохладно, ведь солнце проснулось всего лишь минут 20 назад.

Город представился нам как культурно-туристический центр. Здесь есть 3 организованных пешеходных маршрута (мы практически прошли 1, видели информацию о ещё двух), множество памятников, в том числе – с местным колоритом. Например – скульптура «пермяк – солёные уши», сделанная специально так, чтобы с ней (вернее, в ней) можно было фотографироваться. Такая поговорка про местных жителей пошла издавна, ещё с тех пор, когда в Перми велась крупная добыча соли. Специально обученные (говоря современным языком) люди – соленосцы – носили на плечах тяжёлые мешки с солью, добытой в районе Перми, от места добычи к баржам, в которых сей ценный груз переправлялся в центральную часть России. Бывало, что соль из мешков просыпалась, или же просто оставалась снаружи мешка во время его наполнения – в результате соприкасалась с ушами, и те распухали. Отсюда и название появилось, которое закрепилось потом за жителями этой местности.

Также в городе есть своя картинная галерея, свои легендарные дома и своя аллея звёзд. Только на ней, в отличие от заокеанской, не имена известных актёров, а имена людей, внёсших вклад в развитие как самого города, так и науки в различных её областях. Ещё в центре города по утрам проводится зарядка для желающих. Уж не знаю, на регулярной основе, или нам так повезло – но мы её видели

Отдельные несколько слов о набережной. Город стоит на реке Каме, на обоих берегах. И когда выходишь к набережной, становится заметно, что ты уже в предгорьях Урала. Хоть противоположный берег и более-менее ровный, с нашего было пусть и небольшое, но возвышение над рекой. Этакое предместье гор,  к которым ты уже почти подошёл. Осталось совсем немного. Кстати, а не пора ли нам возвращаться к вокзалу? По-моему, пора.

Большое П река Кама
Такая инстялляция ждала нас у вокзала Один из туристических маршрутов приводит к реке Кама. На том берегу - тоже Пермь, а с нашего спуск упирается в железнодорожные пути, по которым продолжается наше путешествие

На электричку мы, конечно же, успели, благо за временем следили и на вокзал договорились приехать заблаговременно. Тут ведь ещё одна вещь: это наши вещи. Их у нас много, они увесистые, и закидывать их надо довольно-таки оперативно. Одно дело – поезд, который в Перми стоит долго, да и рядом с тобой проводник, у которого связь с локомотивной бригадой есть, если что; а совсем другое – электричка, у которой помощник машиниста где-то там далеко стоит и наблюдает – выходит кто, или нет. Да и время стоянки у него по расписанию не 20 минут и не 5, а от силы одна. В общем, шансов попрощаться с частью вещей, или же разделиться в пути – заметно больше. А, поскольку поезд до нашей станции ходит очень редко (обычно – один-два раза в сутки), подобное разделение могло нам дорого стоить в плане времени. Посему – загрузка в темпе, выгрузка – тоже.

В первой электричке с таким количеством вещей, что у нас были, все багажные полки были наши. Ну, почти все, если уж по правде говорить. Вещи сначала закидывать не хотелось, но сидевшие контролёры напомнили, что  в противном случае нас ждёт оплата багажа. В общем, распихали по верхам, и забыли про всё на ближайшие 3 часа – то бишь до следующей пересадки. Вернее, не на 3 часа, а пока не проголодались. И тут обнаружили потерю. Дело в том, что когда мы сдавали вещи в камеру хранения, работник этой самой камеры с недюжей сноровкой и лихим усердием кантовал наши рюкзаки, размещая их на стеллажах вверенного ему помещения. В результате 2 пластиковых контейнера с продуктами, которые были в нашем рюкзаке, сломались, не выдержав такого напора. В одном из них был мёд, который благополучно протёк. Да-да, как в том анекдоте: у тебя кетчуп где? Теперь – в рюкзаке. Сейчас, конечно, это выглядит забавно, только вот тогда было не особо смешно. Во-первых, мёд был частью общака, доставка которого была на нас, а во-вторых, в отличие от кетчупа, он очень липкий. И в нём было всё, что находилось рядом с этим контейнером. Хорошо, что Катя, когда собирала рюкзак дома, упаковала всю одежду сразу в гермомешки. Это нас очень спасло в тот момент. А ещё спасло то, что мёда мы взяли с запасом, и оставшегося количества нам примерно хватало на поход. К слову, стоило нам заговорить о маршруте нашего похода, как контролёры начали вспоминать про то, как они ходили по речке. Весело рассказывали то ли нам, то ли друг другу про пороги и различные забавные ситуации из своих походов. Так, за шутками, разговорами, думами и созерцанием окрестностей прошло 3 часа. Пора выгружаться, меж тем электричка долго ждать не будет.

Такой скорости выгрузки я, признаюсь, не видел. Помнится, в студенческие времена мы в составе команды КВН загружались в Сочи в поезд на Москву, который стоял на вокзале 2 минуты. Вещей тоже было много, и мы делали всё довольно технично. Но здесь было куда круче! Я не засекал, но полагаю, что секунд за 20 мы справились – поезд даже стоял ещё какое-то время после того, как мы закончили вытаскивать вещи. Конечно же, нам помогло то, что в вагоне электрички 2 тамбура, и мы смогли распределить вещи заблаговременно – но, всё же, низкая платформа тоже вносила свой вклад, и скидывать вещи нам приходилось буквально к колёсам электрички. Следующая задача казалась уже более простой: за 15 минут (время до следующей электрички) преодолеть с вещами 300 метров – до следующей платформы. После всего, что мы сделали, успех был нам просто гарантирован! Успели даже насладиться лучами выглянувшего солнца и передохнуть перед заброской вещей в следующий поезд.

Пригородный поезд

Да-да, это был поезд, а не электричка. Такие ещё «кукушкой» называют. Тепловоз тянет за собой 1 сидячий пассажирский вагон. Как и в скорых, тут тоже есть проводники, которые открывают двери вручную. И тут спасибо то ли пассажирам, которые ехали с нами, то ли проводникам, которые увидели нашу уйму вещей – нам открыли вторую дверь, и мы смогли оперативно загрузить вещи. Поезд отправился только после того, как всё было загружено и, надо сказать, что тут все как раз-таки ждали нас, ибо, несмотря на нашу расторопность, пассажиров в поезде было не так много.

Поговорив с проводником, вещи решено было оставить в тамбуре – мол, всё равно до конечной через ту дверь никто выходить не будет – а мы и сами едем до конца. Вот только с размещением всё-таки решено было уточнить стоимость багажа. «90 рублей за всё» - ответили нам. Выбор для нас был очевиден – закидывать все тюки наверх сил и желания уже особо не было.

Ну что, всё складно, едем дальше? И тут первая корректировка маршрута. Признаться, решение по ней было озвучено чуть раньше – кажется, в Перми. И в решении была логика: около 8 вечера мы должны были приехать к воде, к населённому пункту. Времени на сбор байдарок не так много, плюс из трёх экипажей только одна байдарка гарантированно соберётся быстро. Отплывать в темноте очень не хотелось, посему появилась мысль встать чуть выше по течению – у камня «Журавлик». Согласовали с водителем –сказал, довезёт, только цена будет соответствующей. Согласились, но при встрече на всякий случай расспросили его поподробнее про само место нашей предполагаемой стоянки, да и вообще про места. Получили информацию: встать можно, причём как с нашего, так и с другого берега. Речка неглубокая, но воды сейчас много, поскольку дожди: обычно вброд в районе, где мы встаём, её можно перейти по пояс, сейчас воды по шею. Что касается всего маршрута, вдоль реки в лесах звери есть разные, но на людей не нападают, ибо пищи достаточно: рыба, ягоды –всё есть. «Так что не трогайте их – и они вас не тронут» - закончил свой рассказ наш водитель. Сказанное укрепило нас в выводе о том, что поход обещает быть несложным.

А вот и река. А вот и мы. И наши вещи
Весь транспорт позади. Первый день заканчивается, но расслабляться было ещё рано

Но вот мы добрались до места.  Беглый осмотр показал, что встать лагерем здесь не так-то просто: в том месте, где мы выгрузились – только спуск к воде и гаражи с лодочными моторами, а дорога к полянке, что поодаль, размыта настолько, что без нормальной грязевой обуви туда не пройдёшь. Обувь-то есть, но, как выяснялось, только у нас двоих. С переправой на тот берег тоже не всё так просто: течение быстрое, а у нас, помимо кучи вещей, ещё и канистра с водой (ибо еду готовить на чём-то надо). В общем, в любом случае перегруз, да и байдарки собираются не за 5 секунд.

В итоге решили всё-таки попытаться: собрать байдарки и перевезти вещи на тот берег. А завтра с утра уже плыть. Однако, сказать это оказалось проще, чем сделать. Дело в том, что к месту мы приехали несколько позже планируемого изначально времени (ибо путь был на 30 км больше), да плюс ещё около получаса потратили на разведку и прикидку вариантов действий. В итоге – около 30-40 минут светлого времени в нашем распоряжении. В итоге 2 байдарки из трёх мы собрали и даже спустили на воду, но вот с вещами получился казус. Экипаж Шуи, то ли решив, что ещё вернётся, то ли понадеявшись, что всё остальное захватим мы двумя байдарками, взял вещей не так-то и много. В итоге, помимо наших вещей и воды, к нам в нагруку остались ещё их вещи. А мы, можно сказать, первый раз на воде (во-первых, вместе мы не ходили, во-вторых, мой опыт к этому моменту можно смело обнулить, ибо он реально ничтожный). Задача и без этого непростая: течение сильное, лодка перегружена. Если перевернёт – вещи мы не найдём. А вернуться сегодня за вещами не успеваем точно: уже смеркается. Но попытка не пытка, так ведь? Загрузились, Катя меня проинструктировала, сели – попробовали грести. Тактику решили избрать следующую: отплыть против течения, потом по диагонали пойти к противоположному берегу, подравнивая курс. Но вот беда: то ли байдарка неровно загружена, то ли мы что-то неправильно делаем – но нас упорно разворачивает при попытке плыть назад! Поначалу даже был довольно сильный крен на правый борт. Уменьшая загрузку лодки, мы успели сделать несколько попыток прежде чем спустился туман. Переплыть на другой берег в такой ситуации для нас уже точно было нереальным. Посему – пришвартовались обратно и решили обсудить ситуацию с экипажем КНБ , который ещё собирал свою байдарку. До того они помогли нам, что дало шанс для выбранного нами манёвра, но собрать своё плавсредство не успевали, и потому уже ставили палатку на этом берегу реки.

Найди байдарку и берег
Видите байдарку? А берег? Вот в такой темноте наш экипаж закончил попытки переплыть реку.

«А мы думали, вы уплыли уже» - услышали мы, когда поднялись наверх. Неудивительно: байдарка готова уже давно, и, в теории, мы уже должны были быть на том берегу… но вот нет. Подумав, решили было ночевать на этом берегу вчетвером, как вдруг с той стороны раздался зов. Выяснялось, что Саша с Аней взяли с собой только палатку. Тёплые вещи и спальники остались здесь, а меж тем начинало холодать. Саша с Юлей решаются сквозь туман форсировать реку, загрузив Таймень самым необходимым. А мы остаёмся тут с их байдаркой и оставшимися вещами. Договариваемся, что они сообщат о прибытии на тот берег, они отплывают, и..

 - Ребят, когда отплывать будете, аккуратнее – там камень! – слышу я сквозь темноту с того берега. Весело живём, мда….

Спустя короткое время получили весть: экипаж на Таймени до противоположного берега добрался. На рассвете с того берега двое (Саша и Саша) вернутся сюда. На том и порешили, устраиваясь на ночлег.

Летом ночи, всё-таки, короткие. Пока мы собирали вещи, пока укладывались в оставленной нам Сашей и Юлей палатке, прошло какое-то время, и в результате до утра поспать удалось часа два-три, наверное. Поэтому, когда мы окончательно перебрались вместе с вещами на другой берег, идея устроить полноценную днёвку вместо полуднёвки была воспринята мной с одобрением. Тогда, рассуждая логически, мы прикинули, что грести за один присест нам километров 30-40 (до Кына около 30, и надо ещё за село проплыть, чтобы нормально встать), а сможем ли мы пройти это расстояние за пол дня – неизвестно. Посему – завтра пораньше просыпаемся и плывём. А пока – разбираем вещи, отдыхаем, готовимся к сплаву. Для уменьшения мороки на этой стоянке разбивали две палатки: одна – шатёр экипажа Шуи, рассчитанный на четырёх человек и зону для совместных посиделок всей нашей дружной компанией, вторая – трёхместная походная палатка экипажа КНБ.

Интро День первый. Самый длинный день День второй. Здравствуй, вода! День третий. Как мы рассмешили бога День четвёртый. Самый жёсткий день День пятый. Финиш