конфигурация машины: УАЗ-31512 с пластиковой крышей производства НПО "Леброн", дв. 451М с блоком от 417, коробка 5ст. Ульяновск, раздатка штатная прямозубая, колхозные мосты, резина Я-245 (рисунок протектора - дорожный, "змейкой", есть боковые грунтозацепы).
экипировка машины: хайджек, ручная лебёдка, трос рывковый динамический 10М, шаклы, корозащитная стропа, лопата. Дополнительное электрооборудование (маршрутный компьютер, терратрип, GPS) отсутствует. Из усовершенствований - пластиковый вентилятор системы охлаждения (вместо железного) с механическим приводом от помпы, установлены штатные ремни безопасности от УАЗ-3153. Рулевое колесо - полулюкс. Средства связи экипажа: рации с рабочей частотой 433 Мгц, макс. дальность работы в зоне прямой видимости - 8 км. |
До стартаСоревнования проходили в субботу, 20 октября, в ступинском районе московской области. Посовещавшись со штурманом, мы решили выехать в пятницу вечером, чтобы уже на месте отоспаться и стартовать бодренькими и свеженькими. Со всеми сборами после работы из Москвы мы выехали в 22:00, немного потолкавшись на Каширском шоссе. Доезд до лагеря был по легенде, которую мы наложили на имевшуюся у нас карту, а заодно попытались определить, где остановиться на ночлег. Решено было поступить так - если по пути попадается гостиница, ночуем там и выдвигаемся на утро к старту. Если нет - ночуем в стартовом лагере.До Михнево доехали практически без проблем. Радовал тот факт, что тарировочный километр совпадает с километром, который отсекает мой спидометр, ведь в Михнево привязка легенды к километровым столбам заканчивалась, как только мы съезжали с Каширского Шоссе. Хотя к тому времени нас уже догнали наши друзья на Ниве, а вдвоём ехать всегда легче. Первые два пункта легенды проезда по Михнево ввели нас в небольшой ступор. Мы должны были переехать через железнодорожный переезд, а дальше через 900 метров около километрового столба уйти налево, причём примерно за 100 метров от этого места должен был быть какой-то памятник. Ни памятника, ни столба мы не заметили (скорее всего, причиной этому была темнота). Видя моё замешательство, друзья обошли нас и повели дальше. Следующий пункт легенды: "800 метров по главной до ж/д переездла". Ну вроде то. затем (600 метров поворот направо) - не бьётся. "Что за дела!" - подумал я. ЛИбо мы не туда едем, либо ошибка в километраже. Только потом, на следующий день, я понял, где мы ошиблись и определил, где находимся. Мы действительно проскочили наш поворот! После регистрации (на которой, кстати, выдали легенду - первый раз легенду выдают заранее, а не на старте) и технической подготовки машины (размещение наклеек и стравливания давления в колёсах), прошёл брифинг, на котором организаторы рассказали о проблемах, которые могут ожидать нас на дистанции. Судя по рассказам, трасса обещала быть интересной и сложной. Поскольку легенда уже была у всех на руках, участники смогли задать организщаторам вопросы по дистанции. |
Готовим машину к старту | Лагерь перед стартом |
Трасса содержала три вида контрольных точек. Это точки, на которых необходимо было вписать в путевой лист (карнет) ответ на вопрос, указанный в легенде, КП с испытаниями мастерства экипажа и технических способностей машины и самый интересный вид - традиционные для клуба Offorad Quest логические вопросы с вариантами ответов. Всё очень просто - на первом виде пунктов штурман находит ответ на указанном в легенде ориентире, на втором экипаж выполняет испытание, указанное в легенде или просто получает отметку судей о взятии КП. В случае невзятия таких точек в карнете указывается начисленное штрафное время, соответсвующее испытанию на данном КП. (забегая вперёд, скажу что мы очень хотели добратсья до КП-2 и пройти бродик, просто чтобы попробовать свои силы, но не успели по времени). Третий же вид точек был интересен тем, что это ыли не просто контрольные точки. На легенде они выглядели как перекрёстки, на которых есть стрелочки во все стороны, кроме, разумеется, той, откуда приехал экипаж. Цифра на стрелочке соответствет номеру варианта ответа на вопрос. Вопросы же брались организаторами такие, на которые нельзя найти ответ без использования дополнительной литературы. К примеру, далеко не в каждом учебнике истории можно найти, каким было любимое дерево бога Перуна, какие венки носили древнегреческие студенты и в каком возрасте древние славяне впервые сажали ребёнка на лошадь. Вопросы были подобраны из самых разных областей, так что правильно ответить на них с первой попытки мог только тот, кто имеет достаточно широкий кругозор. Но обо всём об этом я расскажу чуть позже. А пока вернёмся к старту.
Стартов было два. Один - торжественный, из базового лагеря, а второй - технический, который отмечался суюдьями на Буханке, стоящими на первом КП. На нём как раз и начинался отсчёт времени. Связано это было с тем, что между стартом и первым КП был железнодорожный переезд, который вносил в гонку элемент случайности, и потому ставил участников в неравное положение. Ибо одному может повезти, и переезд будет пустым, а другой встанет на нём, поскольку переезд будет перекрыт проезжающим товарным составом. Также организаторы установили большой межстартовый интервал в 5 минут, чтобы избежать "гонки трамваев". А через некторое время после старта последнего участника по трассе проходила "замыкающая" машина организаторов, которая помогала участникам выбраться из засад. Ты лети с дороги, птицаИтак, вот наш старт. Поехали. Первый пункт легенды отсёкся с незначительной погрешностью, которую я списал на грязь и не совсем чёткую работу спидометра. Но на втором нас ждал сюрприз. Там был нарисован перекрёсток равнозначных дорог: одна уходит прямо, ещё две - по обе стороны от неё под углом примерно 45 градусов. Нам надо было на левую. Судя по показаниям спидометра, перекрёсток тот. Но ясно видно, что слева деревня. А ведь на брифинге предупреждали, что по деревням трасса не проходит, разве что по краю... Ладно, может, переезд в деревне - съездим проверим, ехать-то недалеко! Приехали, тупик. Переезда нет, хотя доехали до железной дороги. Спросили у местных. Оказалось, что он перед деревней. Стали разворачиваться - и сели. Причём красиво так сели. |
Трубе явно не повезло. Вчера она лопнула под тяжестью трактора, а сегодня приехали мы... |
Дело в том, что по краю дороги была пропыта канава, а в том месте, где я решил развернуться, в землю была вкопана труба из металлоасбеста. Вкопана была как раз накануне, ибо прошлая труба недавно лопнула под проезжавшим по ней трактором. Соответственно, земля около трубы мягкая, неутрамбованная. Передние колёса у меня прошли нормально, а вот заднее сначала слегка провалилось, а позже я несколько усугубил ситуацию и закопался им. И вот сидим мы, к нам местные выходят, собирают кончилиум, как лучше выехать. А по рации уже слышно "Буханка, последний ушёл. Едем к статру". Сразу мелькнула мысль - а как бы они нас не забыли!
Ладно, на связь пока выходить не стал. Снимаем запаску, (чтобы хайджек не погнуть), пытаемся поднять машину. Первоначальная идея была такой - поднять задние колёса и выкинуть их на трубу, а потом просто выехать. Но машина постоянно стремится слететь с хайджека, тем более, он вдруг сам начал перещёлкиваться из положения "подъём" в положение "спуск". Потому решили подкладывать доски. И тут по рации я слышу переговоры организаторов: - Буханка, все машины прошли? - Нет, 5й ещё где-то заблудился. - Ясно. Надо бы в город съездить.... Тут я не выдержал: - Говорит экипаж номер 5. Мы в деревне, сели, сейчас выбираемся. Подождите нас! - Мы вас дождёмся, - слышу я в ответ. Это меня сильно успокоило. Тем верменем, операция по вытаскиванию машины из ямы протекала довольно медленно. Дело было в том, что все доски, которые были у меня на борту, оказались очень длинными. Поэтому при подкладывании они задирались настолько, что просто не давали машине выехать. Спасибо местным дачникам, которые нашли ненужные короткие дощечки. Благодаря им, на вытаскивание машины ушёл всего лишь час, а не весь день. (кстати, досочки нам пригодились в дальнейшем на трассе). Пока выбирались, местные рассказали, что мы были не первой машиной, которая заехала в деревню в поисках переезда. Минут за пять до нас сюда же приезжала Нива, но они выбрали более удачную траекторию разворота, чем мы.
Кажется нам сюда.....Сколько раз я сам ловил себя и других на неправильной трактовке легенды! И вот опять мы наступили на те же грабли! Объезд соединялся с основной дорогой у "ворот" - колея, которая проходит между двух деревьев с маркировкой. На этом самом месте я сбил штурмана с толку, перепутав обозначения в легенде (по ошибке мы перескочили на следующую позицию и стали дальше отсекать километраж от неё). В пункте, на который я указал, был нарисован крестообразный перекрёсток, на котором надо было проехать прямо. А через 200 метров - второй, на котором первый логический вопрос, который звучал так: "Во Франции это растение стало любимым после того, как Людовик IX спас от чумы отваром из него часть своих рыцарей". Вместо этого мы подъезжаем к первому перекрёстку и пытаемся ответить на вопрос там. Осмотрелись. Налево-направо следов нет, а прямо идут достаточно отчётливоые следы. Уж 5 машин их точно оставили!И все следы идут в одну сторону, значит, нам надо туда. Только ответ нам показался неправильным. Отсекаем дистанцию. Через 200 метров нам попадается крестообразный перекрёсток, который мы проскакиваем по прямой. Потом опять въезжаем в деревню. Ну тут уже ясно - надо возвращаться (хотя ориентир - столб ЛЭП - на перекрёстке тоже был. Правда, с другой стороны). Благодаря тому, что организаторы уехали недалеко, мы понимаем, где мы ошиблись (но окончательно осознание всё же пришло позже). Следуем по правильному ответу (оказалось, это гвоздика). Через проложенный километр и 100 метров - перекрёсток со столбом. Дистанция отсеклась идеально (дальше нигде проблем с отсечкой дистанции не было вообще). На перекрёстке - второй вопрос: "Венки из этого растения носили средневековые студенты в дни экзаменов". Логически отвечаем, что это мята. Ответ верный, и мы продолжаем движение. Связь с организаторами по рации пока есть. И мы их слышим, и они нас. Окончательно мы убедились в правильности ответа, когда сверили номер столба лесничества с тем, что должно быть судя по легенде. Есть совпадение! Выходим из леса в красивое поле, а потом на очень интересный перекрёсток: дорога, по которой мы едем, пересекает другую, которая загибается и идёт параллельно нашей колее, превращаясь потом в бетонку. Проезжаем до следующего ориентира, и видим довольно интересный перекрёсток. Одна только мелочь - нарисованное в легенде не совпадает с тем, что перед нами по конфигурации дорог. Посмотрев внимаетльно, мы понимаем, что должны были ехать не по колее, а по бетонке. Только ведь прямая дорога уходила по колее! Выходим на связь, уточняем у оргаизаторов. Действительно, ехать надо было по бетонке. Ошибка в легенде? Или мы промахнулись? Всякое бывает. Итак, перед нами вопрос: "Любимое дерево Перуна", и четыре варианта ответа: дуб, клён, осина, берёза. Над ответом на вопрос мы думали заранее. Вспомнили, кто такой Перун - это древнеславянский бог. Вроде бы бог грома. Стали рассуждать логически. На Руси росли дуб и берёза - это точно. Клён завезли, причём явно позже, чем была крещена Русь. Смотрим дальше. Следущий ориентир - санаторий "Русь". Берёза отпадает, потому как с неё мы приехали, и никакого санатория там нет. Осмотревшись, прикинули, что впереди вроде как есть постройки. Наверное, нам туда. Думать надо было, а не по сторонам смотреть! Мы приехали в деревню, в которой о санатории "Русь" никто ничего не знает. Возвращаемся. Прикинь, это был дуб! А теперь правильная цепочка рассуждений: бог Перун - это древнеславянский бог грома и молнии. Дуб и бурёза были всегда. Клён был завезён, про осину сказать не берусь. Любимым могло быть то дерево, которое Перун чаще всего посещал, то есть в которое молния попадал ачаще всего. И это как раз дуб, поскольку он большой, широкий и высокий. Желаение клиента - закон, или "добро пожаловать в ад"Проехали санаторий, идём отлично.Через 300 метров въезжаем в лес. Дальше идём по основной колее, на которой появляются лужи. Сначала мелкие, потом всё глубже и глубже. Для более уверенного прохождения идём, разумеется, на нижнем ряду, на 1-2 передачах. Лужи друг к другу довольно близко, проходим их по фарватеру, чтобы не возникло большого крена, благо лужи, как я думал, вряд ли будут слишком глубокими. Зря я так думал. В одной из луж мне показалось, что мы заглохли. Но, к счастью, Зверёк бодро завёлся. Глубину лужи выдавала лишь журчащая под капотом вода, которую разгонял вентилятор системы охлаждения. Из лужи машина выехала легко. Но это ещё был не предел, и в следующей луже вода уже поступала в салон. Дальше лужи пошли поменьше, Едем хорошо, но тут я слышу возглас штурмана "Стой! Посмотри назад!" Останавливаюсь, и вижу: задняя дверь болтается на одной петле! Вышел на сухое место, осмотрел дверь. Правая петля раскрутилась совсем! Я, конечно, уже терял однажды эту двуерь, но тогда у меня вывалились штифты и стёрлись сами петли, которые были сделаны из стеклоткани с какой-то пропиткой. Но чтобы они раскрутились - такое было впервые! |
Винты на дверной петле раскрутились сами! Пришлось убирать дверь в багажник |
Закрутить их самостоятельно не представлялось возможным, поскольку ответная часть находится где-то внутри двери, и держится только на винтах. Пришлось снимать дверь совсем и класть в багажник. Была, конечно, идея закрепить дверь запаской, но тут я обнаружил, что не могу найти болт, которым запаска прикручивалась. Едем дальше. Ещё пара луж, которые удалось обойти не по фарватеру, а практически не замочив мосты. Вижу съезд на параллельную колею. Она более сухая, но более грязная. Прямо дороги нет - деревья повалены. Осторожно пробираюсь по глине. Вроде прошёл. Едем дальше. Сколько там до следующей позиции? А сколько было? Тут я понимаю, что показания у нас сбиты. Ладно, когда доедем до похожего места, сверимся с организаторами. Ещё пара глубокихъ луж, и вот он - заветный поворот. Столб есть! Скорее всего, это то место. Записываем номер столба, и орбнаруживаем, ещё одну потерю: где-то в лесу осталась запаска! Свериться с организаторам не получается - они нас по рации уже не слышат. Последнее сообщение в эфире, которое слышали мы, гласило о том, что замыкающий всех вытащил, и направляется к финишу. Что ж, значит, мы где-то далеко. Ладно, едем дальше.
|
Вот в такой "безобидной" с виду канавке мы сидим на мостах... А ведь почти проскочили! |
А впереди логический вопрос. Показания спидометра снова сбиты, поскольку сложно было сказать, сколько мы накрутили, пока машина выбиралась из колеи. Перекрёсток по описанию похож. Но лучше сверить. Звоним организаторам по телефону, который был на сайте в программе совернований (единственный номер, который у нас был). Переадресовали на другой номер. Но он недоступен. Ладно, будем думать, что оно. Уж больно похоже. Вопрос был такой: "Растение-компас, у которого листья повернуты строго с Севера на Юг". Варианты ответа: Ромашка, Колокольчик, Пижма. Думали долго. Уже готовы были на штраф, но связаться с организаторами снова не получилось. Зато свзязались с друзьями, которые были уже где-то далеко впереди. Так что пусть будет Пижма. Долго ли короко ли, много ли мало ли....Следующий пункт легенды заставил нас немного задуматься. Мы должны были выехать из леса в поле на Т-образный перекрёсток, повернуть налево и двигаться по краю поля. Колея налево есть. Только вот направо нету ничего, кроме вырытой дренажной канавы. Может, оно дальше? Мы ведь всё-таки опять сели и вытаскивались лебёдкой (штурман пообещала машине зимнюю резину, на что Зверёк согласился, и больше не садился нигде!)... Ладно, едем дальше. Но тот перекрёсток похож уже на следующий ориентир, причём по километражу тоже совпадает со следующим. Хотя дороги вроде равнозначные все нарисованы... (Хотя сейчас я уже понимаю, что дело возможно было в том, что налево уходили следы от пяти машин, и потому для нас этот перекрёсток был не равнозначным). Следующие позиции показали, что мы движемся правильно. Следующий пункт - проехать по узкой дамбе у озера. За дамбой стояла машина организаторов. Нас известили об окончании контрольного времени и завернули на финиш. |
итог: пройдено 19 км из 50. Потери: запасное колесо. Хайджек нуждается в ремонте или замене. Задняя дверь нуждается в ремонте. |