Экспедиция "Меж двух столиц": путь к Ладоге

Вместо предисловия

"Я этого момента 5 лет ждал! 5 лет долбаной цивильской жизни!"
агент Чёрный Пингвин, герой фан-фильма "Ф.О.Р.С"


Ну, если по правде, то не 5, а 7, хотя... пусть уж будет 5. После 2007 года Зверёк встал на ремнот, из которого не вернулся. Поломки были серьёзными — сломалась коробка передач, поскольку её неправильно собрали на сервисе в 2005 году, да и головку блока цилиндров пришлось заменить, ибо обнаружилась в ней какая-то трещина, перепускавшая в тосол моторное масло. И если со вторым проблем особо не было, то коробку пришлось перебирать несколько раз, да так правильно собрать и не удалось. Причина тому — неправильно притёртые синхронизаторы на 1й и 2й передачах. Посути, они продолжали притираться во время эксплуатации, а это приводило к сдвигу валов внутри коробки, и западанию четвёртой передачи. Поэтому с болью на душе УАЗ пришлось продать, как только закончились съёмки фан-фильма "Форс", участником которых он был. Взамен же, после примерок, был найден и приобретён Зигмунд — SsangYong Korando с дизельным двигателем. После обкатки и небольшой доработки этой машины и появилась идея проехать по тем местам, которые не удалось посетить в далёком 2007 году из-за банальной нехватки времени. В итоге был разработан маршрут, собрана группа и назначен день старта. Долгожданное событие наступило.

Основная цель экспедиции. Разведка дороги от Любытино к Ладожскому озеру. В идеале это должен быть путь через деревню Большое Заборовье.

    Состав экспедиции.
  1. Ssang Yong Korando 2.9TD, Зигмунд. резина: Goodyear Wrangler 4x4 AT, размер штатный. Модернизация: Установлен экспедиционный багажник. Модернизирована электрика — установлены дополнительные разъёмы прикуривателей для стационарного подключения видеорегистратора и навигатора, включение питания на них выведено на кнопки на приборной панели; также установлены дополнительные разъёмы прикуривателя вместо пепельниц задних пассажиров. Неисправности на момент старта: ABS (оторван провод, ведущий к датчику вращения переднего левого колеса) и ручной тормоз (диагностика не проводилась, но, вероятнее всего, имеет место отклеивание рабочих накладок с самих колодок стояночного тормоза).
      Основное снаряжение:
    • Спальники
    • Надувной матрас
    • Походный набор "Ложка+вилка"
    • Сухое горючее для разведения костра и/или подогрева пищи
    • Питьевая вода (10 л)
    • Продукты питания, согласно списку, согласованному между экипажами
    • 2 газовые горелки и 4 газовых баллона к ним
    • Репеленты
    • Топор
    • Лопата
      Дополнительное снаряжение/оборудование экипажа:
    • Мангал с шампурами
    • Уголь для мангала
    • Жидкость для розжига
    • Походный стол, в комплекте со стульями
    • Прожектор автомобильный радиоуправляемый с креплением на экспедиционный багажник
    • Автонавигатор Garmin nuvi 1410T с картами "Дороги России" версии 5.32
    • Дополнительная карта памяти, содержащая топографические карты Garmin.топо версии 6.18
    • Нетбук emachines, с установленной программой Garmin BaseCamp
    • Видеорегистратор с камерой заднего вида и двумя картами памяти на 32 ГБ
    • Фотокамера Canon EOS-50%D с двумя аккумуляторами и тремя картами памяти: 2 по 8, и одна на 16 ГБ. Карты памяти для фотокамеры и видеореистратора одного типа (SD)
    • Зарядное устройство для зарядки аккумуляторов фотокамеры от прикуривателя
    • Инвертор 12-220 с максимальной выходной мощностью 100Вт
    • Доплнительный гидравлический домкрат, рассчитанный на нагрузку до 3 тонн
    • Набор инструментов (на всякий случай)
    • Плоская канистра для топлива объёмом 20 литров
    Экипаж: 2 человека. Пилот: rGoblin, штурман — Рина.
  2. Chevrolet Niva 1.7i, Вани. Резина: Barguzin k.175 205/70R15 Неисправности на момент старта: периодически появляется сигнал Check Engine (по словам сотрудиников автосервиса, в котором обслуживается машина, причина неисправности в срабатывании лямбда-зонда в катализаторе по причине либо низкого качества топлива, либо глюков датчика), отсутствует (разбито) стекло задней двери.
      Основное снаряжение:
    • Спальники
    • Пенки
    • Двухместная палатка
    • Походный набор "Ложка+вилка"
    • Походный складной половник
    • Нож туристический
    • Питьевая вода (10 л)
    • Продукты питания, согласно списку, согласованному между экипажами
    • 1 газовая горелка и 4 газовых баллона к ней
    • Пила двуручная
    • Топор
    • Лопата
    • Репеленты
      Дополнительное снаряжение/оборудование
    • Тент брезентовый тонкий
    • Каны для приготовления пищи/разогрева воды
    • Сковородка с крышкой
    • Два навигатора: Lexand SM-537 (для пилота, с картами Навител) и Garmin Dakota 20 (для штурмана, с топографическими картами)
    • Нетбук
    • Фотокамера Canon EOS-450D с набором объективов и вспышкой
    • Дополнительный гидравлический домкрат, рассчитанный на нагрузку до 5 тонн
    • Набор инструментов (на всякий случай)
    • Плоская канистра для топлива объёмом 20 литров

    Экипаж: 2 человека. Пилот: Kat (Кэт), штурман — Давид.

Помимо этого, каждый брал на себя тёплые вещи и непромокаемую обувь. Также в каждом экипаже была "аварийная" аптечка, помимо штатной автомобильной. Проживание: Палаточный лагерь, с двумя остановками в гостиницах: на третий (одна ночёвка) и шестой (две ночёвки) день пути.
Связь между экипажами: при помощи портативных раций, работающих в открытом гражданском диапазоне LPD (433 МГц)
Расчёт стоимости топлива: по данным сайта benzin-price.ru, при отсутствии данных — по индексу Petrol Plus+3%

На второй заход по маршруту отправляются, можно сказать, потомки тех машин, которые шли в прошлый раз: корейский SsangYong Korando можно назвать племянником УАЗа: внешность другая, а основные вещи (оптика и силовой агрегат) взяты от немецкого брата нашего "козла" — гелендвагена. Ну а детище совместного предприятия GM-Автоваз унаследовало от квадратной нивы мотор и трансмиссию, так что, можно сказать, является дитём старой доброй Нивы ВАЗ-2121.
Саму поездку решено было условно поделить на 3 части: Москва-Любытино, Любытино-Ладога-Санкт-Петербург и обратный путь, по сути являющийся свободной программой. Старт был намечен на 8:30 9 июня 2014 года, финиш — на 19:00 18 июня. Таким образом, общая продолжительность экспедиции должна была составить 10 дней. Маршрут был проложен заранее при помощи программы BaseCamp. Информация о достопримечательностях взята из открытых источников. Для удобства навигации, маршрут был разбит по дням и загружен в навигатор в виде нескольких отрезков. В каждом загружаемом отрезке при этом из всех промежуточных точек была убрана информация о дате и времени старта и финиша на участке, продолжительности стоянки на точке и особенностях построения маршрута (тип ТС).

Часть первая

Внезапный треш.
(о суровых кротах, призраках дорожных рабочих, дежавю и неожиданных дорогах)

День первый

Экипажи на старте Место старта (фото: Кэт)
Это мы. К старту готовы Местом старта экспедиции был Северный Речной Вокзал в Москве. Место выбрано неслучайно
Стартовать в оговоренное время не получилось, ибо оба экипажа опоздали к месту встречи. Лично мы приехали последними, поскольку я неправильно рассчитал время подъёма, наивно предположив, что утренняя погрузка вещей в машину не займёт много времени, и напрочь забыв про утренние московские пробки. А ведь нам ещё предстояло заправляться, ибо бак был совсем пустой. Потому я вполне спокойно воспринял информацию от второго экипажа о том, что они что-то забыли (кажется, канистру) и вынуждены возвращаться, и даже подумывал о переносе точки старта, глядя на стоящие МКАД и ленинградское шоссе, но к тому моменту, как подобрал место, экипаж Вани уже ждал нас в условленном месте: на парковке у Северного речного вокзала. Место это для старта было выбрано не случайно, ибо, так уж получилось, маршрут наш пересекался с различными транспортными путями. Например, первую половину дня мы ехали вдоль канала имени Москвы и реки Волги, а также Савёловского радиуса Московской железной дороги. Благодаря тому, что для маршрута использовались несильно загруженные дороги, мы, имев на старте отставание в 2 часа от намеченного плана, к середине дня сократили его до одного часа. Хорошая дорога и слаженная работа в колонне (натренировались на предыдущих совместных поездках) позволяла также использовать рации для передачи экскурсионной информации о местах, которые проезжаем. Я вёл рассказ об истории канала Москва-Волга, о строительстве Савёловского радиуса железной дороги, а также об истории города Долгопрудный. Кстати, с последним не обошлось без казусов: дело в том, что рассказ о посёлке Дирижабльстрой (так раньше назывался Долгопрудный) и о том, как закончилась эра дирижаблей я вёл тогда, когда мы по касательной проезжали этот славный город. Однако, как уже было сказано выше, диапазон 433 Мгц является открытым, то есть теоретически на этой частоте может сидеть любой человек, имеющий подобную радиостанцию. Я, разумеется, это знал, но когда после рассказа услышал в эфире "Вано, это не ты сейчас про дирижабли загонял?" не мог не улыбнуться. Видимо, мы проезжали бригаду строителей, которые общались на том же канале, что и мы.
Но вернёмся к дороге. Как я уже говорил, она была хорошей, и даже с наступлением Тверской области не стала хуже. Пока мы не доехали до города Кимры, где впервые наступил этот неловкий момент, когда обочина намного ровнее, чем городская улица. Мне было искренне жаль несчастного ученика автошколы, пересекающего городские колдобины перед нами. Хотя, с другой стороны, тяжело в учении — легко в бою, как говаривал Суворов.
За Кимрами дорога стала такой, какой она обычно бывает в Тверской области: асфальт, конечно, есть, но с кучей глубоких круглых ямок, как будто здесь обитает стадо суровых тверских кротов, прогрызающих землю вместе с асфальтом. Периодически попадаются участки, на которых на борьбу с этими животными выходят дорожники. Они щедро заделывают эти кротовые норы новым асфальтом, насыпая и укатывая тот так, что получается подобие плоской шляпки от гриба. В общем, ничего необычного для наших дорог я не увидел.
А вот представители живой природы несколько удивили. Безусловно, каждый автомобилист, выбирающийся на местные дороги, ловил колесом или капотом зазевавшуюся трясогузку, но я лично первый раз видел стаю голубей, решившихся на спор пролететь перед лобовым стеклом моей машины. Мне даже показалось, что одного голубя я-таки задел бакажником, но экипаж Вани, следовавший сзади, сообщил об успешном пролёте птицы далее по маршруту её следования.
Мемориал Туполева. фото: Кэт Мемориал Туполева. камень с самолётами
Недалеко от города Кимры, близ села Симоново, находится этот мемориал. Надпись на "фасаде" дома гласит о том, что в этом самом месте стоял дом, в котором родился и жил выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. На его самолётах установлено великое множество рекордов. Он был первый во многом
Казалось бы, на этом можно было бы и закончить рассказ о первом дне, рассказав о том, как мы успешно доехали до Бежецка и разместив фотографию памятника балалайке, но произошла первая неожиданность: навигатор повёл нас на малозаметную грунтовку, хотя при прокладке маршрута никакие грунтовки на этом участке не предполагались. Сверился с картой — да, действительно, нам сюда: короткий перешеек до Р86, а потом с неё выходим практически на асфальтовую прямую до Бежецка. Только вот незадача: грунтовка перешла в колею, колея сменилась обратно грунтовкой, но ни асфальта, ни Р86 не видно. Хотя не спорю, грунтовка отличная, иной асфальт ей позавидует. И хотя не везде она совпадает с картой, да и есть участки, на которых боковая колея ровнее, чем сама грунтовка, но идёт она через деревни до поворота, обозначенного как хорошая асфальтовая дорога. И маршрут ведёт нас туда, предлагая на эту дорогу свернуть. Но вот незадача: у въезда на сей тракт (который, кстати, оказался не то грунтовкой, не то гравийкой) из деревни висит знак "только прямо", а с обоих сторон по тракту "кирпичи" и знаки "уступи дорогу". Ощущение какое-то странное, будто бы две односторонние дороги сходятся к этому месту. Ну что ж, навигатор может чего-то и не знать — подумал я и поехал прямо. Недолгим был мой путь, ибо добрался я до лесозаготовки. А дальше колея куда-то в лес уходит, и ехать нам по этому лесу до следующего асфальта (трасса Р84) не только прилично, но и непонятно как. Пришлось возвращаться к перекрёстку. И вот стоим мы, думаем, как видим, что по этой дороге, из одного кирпича под другой, проезжает гружёный лесовоз. Причём занимает он по ширине всю дорогу, не оставляя никакой возможности разъехаться. Посмотрели, подумали, и решили вернуться в деревню, поискать другие выезды. Но их не оказалось: дорога в деревне одна, и ведёт она либо к этой загадочной трассе, либо от неё. А время меж тем тикает, 19 часов уже, солнце к закату клонится. Потому решил я наплевать на навигатор, вернуться к Р86 и ехать по ней до Бежецка. Однако по дороге любопытство взяло верх, и вместо того, чтобы держаться грунтовки, ведущей к Р86, я свернул в ещё одну деревню, надеясь найти выезд там. Навстречу попались местные на ниве, у которых я и спросил, как добраться до Бежецка. Оказалось, что мы едем совсем в другую сторону, но они нам дорогу покажут. Что ж, разворачиваемся, поехали за ними.
Сразу видно: дорогу люди знают. Едут быстро, а там, где ямки, притормаживают заранее. Странное ощущение дежавю посетило меня, когда, ведомые местными, мы вновь проехали уже до боли знакомую табличку с названием местного лесничества и участок лесозаготовки... Прям как та булочка из советского фильма "трое в лодке, не считая собаки", герои этой киноленты искали выход из "нечеловеческого" лабиринта. Да и деревня, через которую мы сейчас едем, кажется, около той самой загадочной дороги с кирпичами стояла... Кстати, а вот снова эта дорога. На перекрёстке Нива останавливается, водитель выходит и, показывая направо на эту дорогу, говорит, что нам туда. Дескать, дорога эта "наша, служебная", надо ехать по ней до конца, потом налево на асфальт. Поблагодарил, поехал, раздумывая о том, что ж это за дорога такая интересная, и почему она такая есть. Думал уже, что это специально для лесозаготовок дорогу сделали. Оказалось, что ошибся: дорога для обслуживания газопровода, и идёт она параллельно этому самому газопроводу. А чтобы никто кроме местных дорогой не пользовался, висят на ней всякие знаки: кирпичи и тупики. На выездах на асфальт даже шлагбаумы сделаны, но они, на наше счастье, были открыты.
Загадочная дорога. Фото: Рина
Чтобы было понятно, куда мы попали, привожу эту панораму. Сделана она была с той точки, на которой стояли наши машины и на которую нас привели местные жители. чтобы полностью посмотреть панораму, кликните по картинке
Меж тем, когда мы добрались до асфальта, время было уже позднее, а потому стали мы искать место для лагеря. Встали в результате примерно в 36 километрах от Бежецка. Таким образом, из расчётных 400 километров пройдено только 335. Отставание от расчётного времени составляет 2 часа.
Упущенное время надо нагонять, а потому пришлось перенести время старта второго дня — с 10 часов утра на 9. Соответственно, подъём в 7:30.
Разумеется, не все были рады раннему подъёму: во время отпуска хочется поспать, а не вставать чуть свет, чтобы куда-то ехать. Прекрасно понимаю недовольных, но в данном случае ранний подъём сыграл нам на руку, ибо как только мы закончили со снятием лагеря — пошёл дождь. Под этим дождём мы проехали весь Бежецк, увидев там "призраков" дорожных рабочих: пара КАМАЗов привезла асфальт, который в центре города дорожники укладывали невзирая на дождь. Обычная картина даже для Москвы, а потому подобные работы нисколько не удивили. Невольно вспомнились только слова о том, что "на новой платной дороге Москва — Санкт-Петербург асфальт в дождь класть не будут", что в очередной раз заставило улыбнуться.

День второй

Маршрут на второй день нас тоже ждал немаленький: требовалось пройти 386 километров, и возможности встать лагерем раньше нет: финишной точкой второго дня была забронированная на Валдае гостиница. Эх, хорошо, что намеченная изначально экскурсия по Калининской АЭС сорвалась, поскольку, по словам работников музея, ближайшее свободное окно, на которое они могут нас поставить, будет только в августе! Это даёт нам сегодня дополнительный манёвр и возможность успеть даже на обязательную точку в Боровичах — прогулка на лошадях. Но дорога длинная, и неизвестная (на участке от Городка до Косарево предполагаются грунтовые дороги, и сколько времени на них уйдёт — непонятно), потому решено было Бежецк проскочить, не заезжая даже к памятнику балалайке, а маршрут до Удомли изменить с оглядкой на вчерашний день, проведя нашу небольшую колонну не как планировалось, а гарантированно по асфальту. К счастью, навигатор перестраивал маршрут на ходу, автоматически искючая промежуточные точки, оставшиеся "за бортом".
Добраться до финиша хотелось поскорее ещё и потому, что на следующее утро нас снова ждал ранний подъём и обратная дорога из Валдая в Боровичи. Кстати, наверняка любопытный читатель задался вопросом — зачем надо было делать такой крюк до Валдая и обратно, тратя лишние несколько часов на дорогу, если можно было найти гостиницу в тех же Боровичах? Я бы с удовольствием согласился с читателем, если бы не один нюанс: в тот день, когда мы приезжали в Боровичи, в городе отключали горячую воду в связи с ремонтом котельной. Так мне сказали в гостинице, в которой я чуть было не забронировал номера. Потому вариантов оставалось два: либо Валдай, либо примерно 40-50 километров от Любытино. И поскольку потеря времени в Любытино была для нас более критичной, выбор пал на Валдай. Теперь вернёмся к рассказу.
На повороте на Удомлю нас неожиданно остановили сотрудники ГИБДД. Один объяснил нам, что в районе проходят антитеррористические учениях, проводимых совместно МВД и МЧС, второй рассказал экипажу Вани о действующем в районе то ли плане "перехват", то ли о чём-то ещё таком же. Суть рассказов сводилась к одному: нас предупредили, что в районе нежелательно появляться с оружием и патронами и проверили документы, после чего пожелали счастливого пути.
Никаких признаков учений до Удомли мы не встретили. Да и в самом городе о них напоминала только штабная машина связи, припаркованная как раз-таки около здания музея Калининской АЭС: видимо, в этом здании располагался штаб учений. Так, пообедав в Удомле и докупив одежды для моей супруги (всё-таки не на холодную и дождливую погоду мы рассчитывали), наша колонна отправилась дальше. Попутно дозвонились до лошадей: выяснялось, что нас ждут только в 7 вечера, раньше никак. При этом дождь прогулке не помеха, разве что если мы сами откажемся.
К нашему удивлению, асфальта на пути оказалось несколько больше, чем я предполагал: фактически, после въезда в Новгородскую область асфальт начался в районе деревни Бастунино. Так что мы даже удивились, когда прибыли в Боровичи в 17 часов, то есть за 2 часа до намеченного времени. За окном дождь, так что по городу особо не погуляешь, а потому решили в этот день ограничиться осмотром железнодорожного вокзала в Боровичах.
Вокзал в Боровичах Станция Боровичи
Тихий, провинциальный, сонный, но вместе с тем завораживающий вокзал. Сохранился в певозданном виде, используется по назначению. Здание вокзала двухэтажное. На первый этаж попадаешь, если входишь со стороны города, а выход к железнодорожным путям находится на втором этаже вокзала
Деревянное здание вокзала, построенного в 1876 году, сохранилось до наших дней в первозданном виде и используется по назначению. Вокзал является тупиком на ветке Угловка — Боровичи Октябрьской (николаевской) железной дороги. В начале XX века в царской России был проект соединения этой ветки со станцией Хвойная участка Кириши-Овинище, входящего в Мологский ход Савёловского радиуса железной дороги. Тогда Боровичи, наравне с Любытино, были бы не тупиковой, а транзитной станцией. Однако этого не случилось: грянула революция, гражданская война, и планы так и остались на бумаге.
Вокзал сам по себе тихий, что и понятно: в город приходит всего один скорый воезд №084Ч Москва-Боровичи, да и тот прибывает сюда 1 раз в 2 дня, а то и вообще раз в неделю. Никакого пригородного сообщения по железной дороге нет. На самом же вокзале висит расписание электричек на участке Тверь-Бологое, а также расписание скоростных поездов "Ласточка", следующих по маршруту Санкт-Петербург — Бологое.
Атмосфера вокзала завораживает. Складывается ощущение, что здесь всё дремлет в ожидании следующего поезда. Пусть даже пришедший состав включает в себя всего каких-то 3-4 вагона. Но вот сейчас они придут, и вокзал проснётся, оживёт своей жизнью.
Меж тем незаметно приближалось время двигаться дальше, и мы отправились к лошадям. К нашему счастью, дождь на улице закончился, остался только прохладный вечер.
Двухчасовая прогулка пролетела быстро, немного утомив всех: даже моя лошадь под конец пути уже начала мотать головой, пытаясь освободиться от поводьев. Маршрут получился разнообразным: подъёмы и спуски, прямые участки, на которых можно было перейти на рысь. Даже спуск к воде был, чтобы лошади могли напиться. Словом, в машины мы возвращались усталые, но счастливые, а ведь нас ждала дорога до Валдая.
На маршрут к гостинице мы вышли вместо расчётных 21:00 ближе к 22 часам, а потому прибыли в гостиницу ближе к полуночи. На счастье тех, кто успел проголодаться, на территории базы отдыха, в которой мы остановились, было ночное кафе, что позволило утолить голод. Да, сама дорога заняла у нас не час, как планировалось, а полтора, поскольку ехать по ней с хорошей скоростью было невозможно: некогда отличное дорожное полотно представляло собой весьма плачевный вид. Как будто суровые тверские кроты добрались и сюда. Впрочем, это, с одной стороны, не очень удивляло — часть дороги проходит по Тверской области, — хотя смотреть на это было больно. На участке, где строится развязка с новой платной дорогой Москва — Санкт-Петербург асфальта нет вообще. Объезжать приходится по временной грунтовке, которая идёт несколько правее перерытой дороги. Следы ремонта на дороге есть, но, видимо, ремонтники новгородской области действуют по принципу "не дать водителю сильно расслабиться". Во всяком случае другого объяснения выборочного ремонта я найти не могу. Меж тем, надо отдать им должное: в тех местах, где ремонт проведён, он не ямочный, как в тверской области. На участке трассы дорожное покрытие меняют целиком, заливая один сплошной кусок асфальта.
Что ж, руководствуясь такими исходными данными, приходится ещё передвигать подъём, оставляя для сна всё меньше времени. Ну да ничего: завтра перегон небольшой, постановка лагеря ранняя, а старт к следующей точке из лагеря поздний. Как раз будет возможность выспаться и отдохнуть. Так что просыпаемся в 6:30 утра, и вперёд, с песней!

День третий


Проснулись в результате не с песней, а со скрипом. Кое-как к 8 часам выехали из гостиницы, съев весь резерв по времени: в 9:30 нас ждут в финишной точке сплава, чтобы добросить до места старта. Понимаем: ехать надо быстро, и потому первой машиной идёт Кэт: наша подвеска может простить намного больше, чем подвеска шеви нивы, да и навострился я уже такие участки быстро проходить. Поэтому задать правильный темп не смогу никак.
Только мы доезжаем до большого асфальта, как понимаем, что у Вани спущено переднее правое колесо: судя по всему, прокололи где-то на Валдайской дороге. Делать нечего, надо менять. Домкрат есть, запаска есть, начинаем операцию. Чтобы ускорить процесс, помогаю инструментами и откручиванием гаек на колесе. Гайки идут тяжело, как будто на шиномонтаже перестарались с затяжкой. Одна шпилька всё-таки не выдерживает напора и ломается в месте, где заканчивается гайка! Нет, от потери одной шпильки на нормальной дороге ещё никто не умирал — значит, и тут проедем. Только ехать придётся очень медленно и аккуратно, а после окончания сплава — искать шиномонтаж и автосервис, чтобы починить запаску и поменять шпильку. В дороге невольно вспоминаю, что в прошлый раз колесо прокалывал я, и, кстати, тоже в районе Валдая. Место, что ли, заколдованное?
Так или иначе, с двумя остановками "для перестраховки" мы добрались до конечной точки — села Ровное — в 10:12. По дороге мы успели предупредить, что опаздываем, посколько прокололи колесо, так что нас спокойно ждали.
Подземная речка Понеретка. Фото: Рина
На нашем водном пути была настоящая подземная речка — Понеретка. Является притоком Мсты, и состоит сплошь из ключей. Температура воды даже летом не поднимается выше 5 градусов тепла. Когда-то давно эту речку даже не было видно, но когда Пётр I поменял русло реки Мста для лучшего прохождения порогов, река с пещерой явились миру.
Сплавляться в этот раз решили на байдарках: во-первых, потому что она манёвреннее, во-вторых, потому что нас мало: всего 4 человека, как раз на 2 двухместных байдарки. Скажу я вам, так даже интереснее получилось, ведь если с рафтом всё просто — сидишь себе на борту и гребёшь, — то тут у и у тебя, и у твоего напарника по одному двуручному веслу, которым ты гребёшь либо слева, либо справа. Хорошее упражнение на координацию и командную работу! И вроде маршрут уже знакомый, а проходишь его всё равно так, будто и не был тут. Сложнее на байдарке и к берегу причаливать поперёк течения: сносит, разворачивает, и вот ты уже плывёшь спиной вперёд, а все попытки отчаянно грести в обратную сторону приводят, в основном, к тому, что ты просто стоишь на одном месте. Но с погодой повезло: дождя нет, только к обеду появились облака, иногда закрывающие солнце. Так что за время обеда мы успели просохнуть сами и высушить вещи. А наши организаторы сплава рассказали, куда лучше отправиться в шиномонтаж. По этой наводке и поехали в город. На шиномонтаже нам подсказали сервис, на котором могут поменять колёсную шпильку, и мы отправились туда.
На сервисе не сразу поняли, что нам нужно, но как только сообразили, быстро помогли. Сама работа заняла около часа, и, в общей сложности, в 18:30 мы уже взяли курс на выезд из города в сторону водопада. Остальные точки по Боровичам решено было оставить на потом, тем более, что всё интересное итак было видно из окна автомобиля. Разве что усадьбу Нехлюдова мы не нашли... ну да бог с ней. Нас ждёт водопад, и мы едем к нему!
Но с водопадом тоже не всё оказалось так просто: дорога, ведущая к нему, на карте есть, а по факту — нет. Зато есть другая, в 100 метрах от неё. Идёт она тоже вроде как вдоль речки, только ведёт на противоположный берег. Но нам-то какая разница, с какой стороны к водопаду подходить? Проехали по деревянному мостику над речкой, и движемся дальше параллельно руслу реки. Так мы и ехали, пока не добрались до деревни Галица, в которой уже вынуждены были обратиться к местным с вопросами "а куда нам ехать". Объяснили нам люди добрые, что дорогу к водопаду мы проскочили. Пришлось возвращаться назад, и искать поворот, который оказался... едва-заметной тропинкой с указателем. Только дорога в этом месте отличалась: была несколько шире, что позволяло припарковать машину. Посмотрев на время (а натикало к этому моменту уже 20:00), решили заняться поисками места для лагеря, а к водопаду вернуться завтра.
Ближняя разведка не дала ничего: вокруг было либо болото, либо крутые подъёмы, на которых опят же было болото. Поворота на дорогу по другому берегу реки не было. Тут в процесс поиска включилась Кэт. Посмотрев на карту, она предложила проехать на 5 километров вперёд до озера Каменское, и поискать место для стоянки там. Так мы и сделали, найдя в итоге отличное место для лагеря прямо на берегу. Что удивительно, даже комары нас почти не беспокоили, несмотря на близость воды.

О водопадах и быте предков

День четвёртый

Водопад на реке Прикша. Фото: Кэт
Ещё одна горная речка с водопадом — река Прикша. Водопад, конечно, небольшой, но уже само его наличие является довольно любопытным фактом
Поздний подъём, с одной стороны, дал всем возможность выспаться и отдохнуть от дороги, а с другой — расслабил нашу команду: выехать вовремя, чтобы успеть без запарки посетить все намеченные точки мы не смогли, и, несмотря на то, что в Любытино нам надо было оказаться в 16:00 (с учётом заезда на водопад мы должны были выехать в 14:30), старт нашей группы состоялся только в 15:30. Пропускать водопад даже с учётом такого отставания по времени (фактически, времени на посещение водопада мы сами себе не оставили) жутко не хотелось, поэтому мы всё равно решили к нему завернуть. Нашли заветную тропинку, и начали было уже спускаться вниз, но тут выяснялось, что мой штурман что-то забыл в машине. Пришлось разворачиваться и возвращаться, и, как результат — я до водопада не дошёл.
Хотя увиденного и мне хватило: вы только представьте — по равнинной возвышенности бежит настоящая горная речка! Один берег пологий, второй — отвесные камни, практически скалы. Речка неглубокая, но её путь преграждают обвалившиеся со склона камни и деревья, и она журчит, преодолевая образовавшиеся преграды. Кто сказал, что под лежачий камень вода не течёт? Рекомендую сходить и посмотреть: ещё как течёт! Правый пологий берег тоже периодически становился отвесным скалистым, и сквозь эти скалы в речку стекали питающие родники, образуя мини-каскады водопадов. Так мы шли вдоль реки, пока дорога не закончилась: дальше мы её найти не смогли. А уже когда возвращались, нас нагнал экипаж Вани, который смог найти сам водопад. Думаю, об этом лучше они сами расскажут


Спуск до водопада дает прекрасную возможность юношам проявить свою галантность, а девушкам проклясть свою обувь. Первая часть пути — это резкий спуск по глиняной тропинке, которая причудливо извивается среди стволов деревьев и в итоги выводит к двум бревнам, гордо служащим мостиком над речушкой. Затем тропа идет через ландышевую полянку, которую неумолимо топчат ноги ценителей природы, даже не задумываясь, что ступают по краснокнижному виду, и выводит к малюсенькому водопадику. Это невыразительное падение воды не удовлетворило моего ищущего впечатлений штурмана и он резво двинулся через скользкие валуны на другой берег, в прочем не забывая поддерживать меня, пока я пыталась изображать горную козочку. Но увиденное в конце нас не разочаровало: настоящий, хоть и не высокий (метра 1-1.5), но полноводный водопад. Рядом с ним устроенная удобная площадка для застолья со столами, скамьями и каркасом для тента. А чуть дальше нашлась и деревянная лестница, которая, скорее всего, с комфортом выводит на дорогу. Порадовавшись этому факту, мы повернули назад тем же путем, что и пришли – ибо туристы не ищут легких и комфортных троп, а снова и снова пользуются моментом, что бы испытать свой характер.


Налюбовавшись красотами природы, мы отправились дальше, в музей "Русь глубинная". Экспозиция музея представляет собой славянскую деревню X века. Из рассказа экскурсовода мы узнали, что эта деревня — семейное поселение. Родители жили в отдельном доме, а когда кто-то из сыновей заводил новую семью, он строил себе новый дом.
Дом наших предков Каменная печь
В таких невысоких домах жили наши предки. Нет, они были совсем немаленькими, просто чем меньше дом, тем проще его протопить и тем в нём теплее. Да и что в доме делать-то? Только есть да спать, а все остальные дела на улице. Крыша сделана по хитрой технологии: с двух сторон проложена дёрном. Дом стоял зелёный, но не протекал Печка издревле была в доме всем: это и отопитель, и место для готовки пищи. Еду готовили так: давали печи протопиться, потом вычищали из устья золу, и ставили котелки с едой. Хлеб на всю деревню пекли в отдельной пекарне, где была своя печь
Все жилые дома строились дверью на юго-восток, поскольку считалось, что тогда в дом придут тепло и добро. Логика в этом есть — ведь с этой стороны утром всходило солнце, приносящее тепло. Пороги делались высокими, а дверные проёмы — низкими. Около входа стояла печь, которая топилась по-чёрному: дым из дома выходил не через трубу в крыше, а через небольшое окно , располагавшееся на противоположной от входа стене дома. Внутреннее пространство представляло собой одну комнату без потолка. По уровню стропил по периметру дома висели полки-сыпухи, на которых хранилась хозяйская утварь. Спали на полу, на скамейках и на полатях, находящихся рядом с печкой. В музее жилые дома в деревне образуют полукруг, хотя на самом деле так было не всегда. В центре деревни располагался загон для скота — общий на всю деревню. А с противоположной стороны от загона также полукругом располагались хозяйственные постройки: пекарня, амбар, кузница, сарай. Причём амбар строился как избушка на ножках: нижний венец ставился не на землю, а на брёвна-столбы, которые держали строение по углам и приподнимали его над землёй. Делалось это специально, чтобы мыши и прочие вредители зерно в амбаре не съели.
За деревней расположен могильник. Как известно, языческие славяне сжигали своих умерших предков, веря в то, что душа в этом случае полностью отделяется от умершего тела и возносится к богам. Пепел либо захоранивали в могильниках в специальных горшочках, либо развеивали на тех же могильниках — здесь уже разные племена поступали по-разному.
Вот такую интересную справку мы узнали от экскурсовода. Но любознательный читатель наверняка задаётся вопросом: если в семье рождался сын — понятно: он женился и строил дом. А если рождалась дочь? За кого она выходила замуж? Отвечу. Дочь, достигшая возраста замужества, уходила в соседнюю деревню, и искала себе жениха там. Славянских поселений было много вокруг, и добраться по реке от одного до другого проблем не составляло.
Экскурсия, теоретически, должна была занять 1 час (как уверяли нас сотрудники музея), поэтому я даже обрадовался тому, что у нас останется 30 минут в запасе (до музея мы добрались в 16:30, а уехать из него по плану должны были в 18:00), однако экскурсия длилась дольше: экскурсовод рассказывала много интересного и с удовольствием отвечала на дополнительные вопросы. А после окончания экскурсии предложила метнуть в мишень настоящее копьё! Ну как тут было не согласиться! Конечно, метатель копья из меня никакой, но попробовать стоило.

Часть вторая

О дорогах и асфальте

Меж тем, голод — не тётка, так что перед выездом в дорогу дальнюю неплохо бы и поесть. А заодно и маршрут посмотреть, который навигатор предлагает. К тому же в музее хорошее кафе подсказали... Кстати, к моему удивлению, в 6 часов вечера там ещё можно было заказать комплексный обед! В общем, совместили мы в кафе "Любава" приятное с полезным: и поели, и маршрут посмотрели. Интересная вещь, кстати, с маршрутом оказалась: насколько я помню этот участок по Яндексу, там нарисованы грунтовки. Обе карты навигатора, в принципе, говорят то же самое, но на дорожной карте в местах пересечения рек обозначены броды, а на топографической в паре мест — мосты. Вот и думай после этого: по чему ехать придётся? Да и время поджимает — уже лагерь ставить пора в ста километрах от города, а мы ещё только в кафе сидим. Собрав эти факты, решили на грунтовки не соваться, а объехать дорогой, отмеченной как асфальт — через Неболчи. В том, что от Неболчей до Киришей всё равно скорее всего грунтовка будет, я не сомневался. Но то, что дорога там есть и она получше, косвенно подтвердили возвращающиеся в Тихвин туристы, вместе с которыми мы были на экскурсии. Машина у них была легковая и недешёвая — явно не для бездорожья. Значит, решено — едем через Неболчи.

Дорога от Любытино до Неболчей оказалась асфальтированной, но с ямками. Супруга даже выдала фразу, очень точно характеризующую состояние дорог в новгородской области: "Ты не путай Дорогу с асфальтом! Дорога — это Дорога!". На полпути к Неболчам мы догнали Волгу с местными номерами, которая очень хорошо показывала нам различные асфальтовые неровности. Но это была не вся беда: на выезде из Любытино на дороге начался затяжной подъём, не давший возможности нормально разогнаться. На четвёртой передаче на 60 км/ч тяги Зигмунда хватало только чтобы поддерживать скорость, тогда как у Вани ситуация была несколько хуже: даже переключение на третью передачу не особо помогало. Решено было остановиться и дозаправить ниву, чтобы шла пошустрее. Как раз и канистру проверим заодно...

До После
На этих снимках запечатлён штурман Вани в начале и в конце заправки машины из канистры. Да, мы бываем разные
Что ж, проверили. Как оказалось, штатная трубка, накручивающаяся на канистру вместо крышки и выполнявшая роль воронки, протекает. Так что мы не только заправили машину, но и немного облили бензином горловину бензобака. Самое забавное, что герметик в такой ситуации будет бесполезен, если не сделать дополнительную прокладку, хотя бы даже из паранита. Правда, зачем к такой прокладке ещё и герметик?
Ну да ладно, это уже поле для экспериментов дома. А пока мы доехали до Неболчей и отправились на заправку. Скажу я Вам, кусаются цены на новгородских заправках, очень кусаются! Конечно, у нас и была заложена стоимость с запасом — 34,40 руб. за литр топлива, — но всё равно: заливать дизель по 33,90, когда он в Москве стоит на 15 копеек дешевле! Однако, выбора у нас не было: либо заправляемся, либо нам топлива не хватит. К тому же, в Неболчах дизель оказался даже по 33,80, а это уже ближе к московским ценам.
За городом мы наконец-то выехали на дорогу. Отличную. Грунтовую. Дорогу. По ней даже фуры ездили не напрягаясь абсолютно, что уж двум внедорожникам! Спокойно разгоняясь на отдельных участках до рекордных на тот день 70 километров в час, мы ехали к своей цели — месту сегодняшнего ночлега. Приемлемым считался разброс в 5 километров от запланированной точки, и мы с лёгкостью добрались до этого рубежа. Даже, кстати, срезали около 10 километров, по сравнению с первоначальным маршрутом, как потом выяснялось. Приятная мелочь!

День пятый

Лагерь Лагерь
Это лагерь имени Кэт. Идея поставить таким образом машины и натянуть между ними тент, закрывающий от ветра и мороси, была выдвинута ей ещё на первой стоянке, и воспринята нами единогласно. Конечно, не везде нам удавалось так встать: например на прошлой стоянке у меня был хороший риск откатиться в озеро, если бы мы попытались провернуть эту конфигурацию. Да и надобности в тот вечер не было
И всё-таки я до сих пор не верю, что место нашей стоянки было в новгородской области! Во-первых, мы просидели за столом до двух часов ночи, но на улице так и не стемнело! Во-вторых... мошкара! Комары — это мелочи, но мелкая мошкара была везде! И от неё не спасало ничего: ни репеленты, ни антикомариные спиральки и свечи! Мошкара летела прямо в эту свечу и оседала там. С чего же я взял, что это новгородская область? Дома, когда разбирал треки, я посмотрел на карту. И оказалось, что до ленинградской области мы не доехали всего-то пару километров. Ну да ладно, идём вроде по графику, торопиться особо надобности нет.
И связи нет. А ведь на следующей точке к нам должен присоединиться третий экипаж — друзья из Тольятти, которые переехали в Северную столицу. Мы договаривались, что созвонимся утром в тот день, когда будем подъезжать к Ладоге, и определимся со временем встречи. Но вот после очередной проверки отсутствия присутсвия мобильной сети, я откладываю телефон, отхожу от машины, и... телефон звонит! Снять трубку не успеваю, но когда собираюсь перезвонить, вижу уже знакомое сообщение о том, что покрытия нет. Залезал на крышу — не помогает: нет связи, и всё. Феномен, однако!
Кстати, о феноменах: случилось у нас ещё две вещи. Во-первых, после сплава куда-то потерялся мой походный набор для еды (ложковилка), а во-вторых, у нас сломался стол. Сидим мы вечером, разговариваем себе о том — о сём, как вдруг раздаётся хруст, после которого Кэт падает вместе со стулом, на котором сидит. Смотрю внимательно на стол (стулья служат ему ножками) и выясняется: сломалась опора, идущая от стола к ножкам, а также стул, на котором сидит Давид — с той же стороны, но другой. Стол, конечно, ремонтопригоден, но только в Москве и при наличии необходимых материалов, которые ещё надо купить. Потому, как только получается дозвониться до наших Питерских друзей, мы просим из помочь: где-нибудь по дороге купить походный стол со стульями.
В результате в Старой Ладоге мы оказались даже раньше, и решили... подкрепиться в местном заведении общепита, именуемом ресторан "Князь Рюрик". По ценам — действительно ресторан. По времени готовки, наверное, тоже — ибо пока нам готовили еду, успело пройти те самые 40 минут, за которые должны были подъехать наши питерские друзья. А качество, честно говоря, оставило желать лучшего: официант, обслуживающий нас, не особо торопился, и даже морс мы получили только через час; причём сей напиток, судя по вкусу, был изрядно разбавлен водой. В остальном же — еда как еда. Красивые названия, обычные блюда. В общем, далеко ему до душевной Любытинской Любавы, в которой мы обедали вчера.

О сусликах и крепостях

Крепость "Старая Ладога"
Так выглядит крепость со стороны города: величественная крепостная стена с тремя башнями: угловыми (округлой формы; на фото только одна) и центральной, в которой располагается вход. Угловая башня, не попавшая в кадр, в настоящий момент реставрируется: у неё меняется крыша
Вот наконец трапеза закончена, и мы двигаемся к крепости "Старая Ладога", она же Староладожский историко-архитектурный музей-заповедник. Нас встречает величественная крепостная стена, на угловой башне которой, правда, отсутствует крыша — но это ведь, наверняка, для реставрации разобрали. Покупаем билеты, заходим внутрь, и... не видим больше стен. Только одна стена, которая смотрит на город, и сохранилась. Удивительно? Не то слово. Но всему есть объяснение: крепость была оставлена ещё в Петровские времена: тогда император, прорубивший окно в Европу, решил, что эта крепость больше не нужна для охраны рубежей, и оставил её пустующей. С этого момента за сооружением никто не следил, и время сделало своё дело. Потом, конечно, спохватились и начали восстанавливать, но всё восстановить не успели до сих пор, так что реставрация и восстановление ещё идут. Фактически, восстановлены сейчас одна стена, две башни (и ещё одна — без крыши), каменный храм и деревянная церковь. Остальные участки огорожены лентой с надписью "Опасная зона! Идёт реставрация". Ну разве что ещё на кусок стены можно забраться, который около храма находится.
В восстановленных башнях разместилась экспозиция музея, рассказывающего о самой крепости, её функциях и обитателях. По сути, это величественной сооружение славян контролировало водные пути, идущие по реке Волхов: из Варяг в Греки и из Варяг в Арабы. Ну и, видимо потому, что крепость стоит на "варяжском" начале этих путей, один из залов музея повествует о быте, обычаях и верованиях викингов. Словом, пока что интересного в этом музее не так много, но есть надежда, что территорию всё же восстановят.
Крепость "Старая Ладога" Крепость "Старая Ладога", макет
Вид из крепости на реку Волхов. На переднем плане должна, теоретически, должна быть крепостная стена. Однако, пока ведутся раскопки и реставрации, она больше напоминает небезызвестного суслика из фильма "ДМБ": ты его не видишь, а он есть Внутри одной из башен, в музее установлен макет крепости. Такой она была когда-то давно, в XII веке. Величественное сооружение, охранявшее границы Новгородского княжества, и контролировавшее реку Волхов — крупный торговый путь

Вы хотите грязей — их есть у меня!

Чуть не забыл представить наших питерских друзей: Неунывающий экипаж Suzuki Jimny Николай (пилот) и Алия (штурман)
Итак, впереди финальная точка сегодняшнего дня, а также цель поездки — Ладожское озеро! Конечно, мы нашли дорогу до Ладоги, но цель не достигнута, пока мы не увидели само озеро! Так что не теряем времени, отправляемся в путь! Скажу сразу: найти на карте место для предстоящей стоянки на озере было нелегко. Спасли только яндекс.панорамы, которые явили мне единственный съезд на южном берегу озера, располагающрийся недалеко от первой точки следующего дня — города Шлиссельбурга. К этому съезду мы и направились, не догадываясь о том, что нас ждёт.
А ждало нас небольшое бездорожье. Но мы же внедорожники! Прорвёмся! Запала много, привод полный, хайджек и лебёдка, если что, с собой. Путь в сторону озера был правильный: чем дальше, тем сложнее. Нам предстояло преодолеть участки мокрой глинистой колеи вперемешку с лужами, глубина которых нам неизвестна. Примерно до середины пути я дошёл на верхнем ряду трансмиссии, а потом, включая "понижайку", посмотрел в зеркало и задумался: обе машины, и Джимни, и Вани, стояли неподвижно, как будто уже сели. Однако короткий опрос по рации развеял мои подозрения, и я двинулся дальше. Остановил меня только прозвучавший в канале вопрос "А нам точно туда надо?" После него как-то быстро пришло осознание того, что, во-первых, дальше идёт игра для меня одного, ибо остальные могут не пройти те 300 метров неизвестности, которые ждут нас впереди. Да что там говорить — я тоже могу их не пройти, а если и пройду, и втяну туда остальных... нам завтра оттуда ещё выбираться, а дождик периодически капает с неба. Так что возвращаемся на поляну, смотрим, думаем, ищем.
На поляне стояли местные жители, которые обнадёжили: к озеру на машинах не проехать. Правая дорога (по которой мы проехали) считалась наименее разбитой; левая — ещё хуже. Единственный способ добраться до озера — оставить машины здесь, и дальше идти пешком. Осмотр окружающих мест тоже результатов не дал: собственно, единственным более-менее ровным местом был тот пятачок, на котором мы стояли — именно его и явили мне яндекс.панорамы, когда я разрабатывал маршрут. Влево и вправо (если стоять лицом к озеру), конечно, идут неглубокие колеи, уходящие сначала вверх, потом — куда-то вдаль параллельно асфальту. Но в стороне от этих "троп" наблюдалась глубокая колейность, а это значит, что палатку там не поставишь, да и нормальный лагерь не разобьёшь.
Параллельно Давид отправился на разведку дорог, ведущих к озеру. К моему возвращению, он сообщил по рации о том, что нашёл: около воды стоит нелифтованная буханка, а левая колея выглядит лучше, чем правая. По мнению штурмана Вани, мы все там проедем без проблем. Голоса услышавших это спутников разделились: два штурмана (мой и Джимни) были за то, чтобы не ехать, ибо время уже было почти 8 вечера. Трое пилотов же поверили одному штурману-разведчику, а потому надеялись проскочить грязевой участок за 5 минут. Да и правда — что нам! Буханка же проехала — и мы сможем! Вот только это чувство начало меня постепенно покидать. И, хотя мы продолжали медленно ползти вперёд, уверенность так же медленно уменьшалась. Ведь если на правой дороге были либо лужи, либо колеи, то здесь было и то и другое. Как говорится, смешать, но не взбалтывать! Техника прохождения была только одна: идти по гребню колеи, во что бы то ни стало удерживаясь на нём, ведь если свалишься — сядешь на мосты или на брюхо. Остроты добавляют обрывы слева и справа от этой дороги. Ну да ничего, вроде ползём, медленно, но верно, упорно продвигаясь вперёд. А впереди лужа с колеёй, которую надо справа объехать. Ухожу направо, переваливясь через гребни колеи, выравниваю машину, и... скатываюсь в колею. Несколько попыток выехать враскачку лишь усугубляют положение: Зигмунд садится окончательно. А впереди виднеется ровный, сухой участок. И ведь если бы сел Вани, я бы его вытащил, а вот кто будет вытаскивать меня... Да и куда? Вперёд — это надо ещё меня объехать, а назад... если кто до меня и доберётся, то сядет на подходе. Однако, Джимни решает пробраться, и у них это получается. Идя по гребню, Коля подводит машину на требуемое расстояние, я цепляю трос, и... о чудо! меня вытаскивают! Правда, сам Джимни при этом сваливается в колею, но не садится, хотя и выехать обратно не может. Но это не проблема — небольшой подкоп, и путь свободен, можно разворачиваться. Только для меня есть один нюанс: выехать задом из колеи по следам Джимни я не могу — сзади место ещё глубже, чем спереди. Каким-то чудом мне удаётся проехать вперёд, проскочив то самое место, где я только что сидел. Успешно выполнив разворот на сухом пятачке, нагоняю засевшего аккурат поперёк колеи Джимни, который к этому моменту вдобавок ко всему проколол переднее колесо. Опять небольшой подкоп — машину удаётся вытащить, развернуть, но дальше опять неудача: Джимни сваливается в колею и садится на брюхо. Вариант только один — тащить на тросе, хотя для этого мне надо ещё их объехать. К своему удивлению, с этой задачей я справляюсь (удивляться было чему, ведь самое сухое место как раз занял Джимни), затем разматываю тросы. Поскольку дистанция большая, пришлось связывать вместе мой трос и трос Джимни, после чего уже пытаться выехать. Короткое общение по рации, подтверждение готовности, первая, газ, и.... получилось! И сам не сел, и собрата вытащил. Тащил долго, пока не сказали, что хватит уже — и ещё чуть-чуть, до устойчивого сухого места. Потом смотали тросы и спокойно выбрались к исходной точке, фактически не доехав до воды каких-то 150 метров!
Дорога к воде
В Ладожской грязи не сидели: Зигмунд, Джимни, и Вани
Сидели только Зигмунд и Джимни, но совсем чуть-чуть, так что не считается
Тем временем Кэт, находившаяся почти в начале этой "дороги", успела развернуть Вани, и даже провести разведку местности по другим дорогам. Оказалось, вставать тут действительно негде. И ехать в Питере пока ещё некуда: забронированная квартира ждёт нас только завтра, а рассчитывать на гостиницы не приходится: большие праздники в разгаре, и мест нигде нет. В этом мы, кстати, убедились через пару часов, когда, воспользовавшись беспроводным интернетом в одной из кафешек на окраине города, искали через всемирную паутину гостиницы и обзванивали их. Все как один отвечали: мест нет, вообще никаких. Тогда, посоветовавшись со школьной подругой Давида (которой он позвонил), поехали почти наугад в места культурного загородного отдыха жителей северной столицы. На одном из ответвлений нашли безопасный придорожный карман, где и устроили лагерь.

День шестой

Внеплановый лагерь
Поскольку встать в запланированном месте не получилось, пришлось импровизировать
Проснулись на следующий день довольно поздно, отчасти потому, что спешить было некуда, поскольку от Шлиссельбурга мы далеко, да и у всех было желание поскорее добраться до места нашего обитания в Питере, а там нас ждали не раньше 16 часов. Впрочем, утром я получил смс от хозянина квартиры, в которой мы планировали остановиться, и он сообщал, что мы можем заехать раньше — хоть в 14 часов. Однако день вчера был сложный, у всех накопилась усталость, да и постановка на ночлег была заполночь, так зачем же устраивать ранний подъём?
К собственному удивлению, я всё равно по привычке проснулся в 10 утра, а ближе к 12 из палатки выбрались и Кэт с Давидом. На выбранном нами пятачке нашлось место для нового столика, горелки и походного котелка, который Кэт именовала каном — а значит, сегодня быть завтраку! А пока готовится завтрак, состоящий из варёных яиц и колбасок, можно и культурный голод утолить. Кэт берёт гитару, роется в своих записях с текстами и аккордами, и начинает петь знакомую, но давно забытую мной песню из одного хорошего кинофильма:

Как следует смажь оба кольта,
Винчестер как следует смажь,
И трогай в дорогу, поскольку
Взбрела тебе в голову блажь.
Поехали, ладно чего там,
А там хоть верхом, хоть пешком.. .
Клянусь кровожадным койотом,
Мы всё же к чему-то придём!

Что будет, то будет — была не была!
Что будет — то будет! такие дела!

После такой песни былую грусть как рукой сняло, ведь прям про нас! Придумали себе авантюру, и воплощаем тут её в меру желаний, возможности и духа авантюризма. Так что же, вперёд, к новым свершениям!
Только прежде на мойку заехать, а то как-то нехорошо показываться в городе в таком виде. Причём если Вани был ещё более-менее чистым, то Зигмунда я в грязи испачкал вчера неплохо. Конечно, не сказал бы, что машина сильно грязная, но и чистой тоже не назовёшь. Мойку нашла Кэт, она же договаривалась о помытии машин. На наше счастье, оба поста на мойке были свободны, и нас мыли практически одновременно. За мойку двух машин взяли всего 700 рублей.
Ну вот и долгожданный Питер. Культурная столица, со своей особой архитектурой и главной бедой любого крупного города: нехваткой парковочных мест. Хорошо, конечно, что улицы в центре Питера (а квартира, в которой нам предстояло провести двое суток, находилась на одной из них), однако поставить машину на улице практически негде. Въезды во внутренний двор же оборудованы воротами, ключи от которых есть только у местных жителей. Оно, и понятно: во дворе места намного меньше, чем в московских дворах. Впрочем, о проблеме парковки в городе мы знали, поэтому заранее поинтересовались у хозяина квартиры о наличии парковочных мест. В выходные дни, когда все жильцы на дачах, это оказалось не проблемой.
Уютная просторная квартира понравилась всем, однако время было уже к вечеру. Поэтому решено было выбраться в город на вечернюю культурную программу — традиционный уже для наших поездок поход в кино, — а все плановые мероприятия оставить на завтра. Таким образом, из питерской программы исключались Шлиссельбург, попасть в который в выходной день оказалось невозможно, и дот "Слон". Ну а поскольку рассказывать о походе в кино я смысла не вижу, пререйду к программе следующего дня.

День седьмой

Ах вы кони мои, железные!

Опытный тепловоз системы Гаккеля Пассажирский паровоз С.68
Опытный тепловоз системы Я. М. Гаккеля. Построен в 1924 году. Первый советский тепловоз! Испытания проходил на Курской железной дороге в 1926-1927 годах. С 1934 по 1941 гг. использовался на Южной железной дороге в качестве электростанции. Такие пассажирские паровозы использовалсь на железной дороге вплоть до электрификации. Даннный экземпляр исключён из инвентаря МПС в 1960г. и использовался в качестве котельной на московском заводе железобетонных изделий, продолжая работать даже после ухода на пенсию. Поражает размер как самого паровоза, так и колёс, имеющих в диаметре высоту человеческого роста. Посетители музея могут подняться по лестнице и посмотреть на рабочее место машиниста
Первым пунктом обновлённой питерской программы стал музей старинной железнодорожной техники, располагающийся на Варшавском вокзале города. В музей мы отпрвились вдвоём с Давидом — остальные остались в квартире спать. Найти варшавский вокзал оказалось несложно, особенно если есть адрес и навигатор. А вот со входом в музей оказалось сложнее: по описанию, надо было обойти здание вокзала то ли с левой, то ли с правой стороны, и там где-то был вход в музей. Я понял это так: вход в музей — это один из входов в здание вокзала. Кстати, признаться, я думал, что это действующий вокзал, и музей находится на его запасных путях. Но оказалось всё совсем не так. На привокзальной площади есть старые здания. Одно из них, как я предполагаю, когда-то было старым зданием вокзала. С одной стороны площадь ограничена многоэтажным домом, по всей видимости, для служебного использования, который планируется к сносу. А с другой стороны находится сооружение, которое когда-то было зданием вокзала. Ныне здесь — развлекательный центр с кинотеатром. Сам же музей находится не сбоку, а за новым зданием вокзала: это забор с калиткой, выводящей к железнодорожным путям и платформам. Касса музея располагается в справа от входа; скорее всего, раньше в этом здании располагались пригородные билетные кассы.
По самому музею видно, что когда-то это был действующий вокзал. Когда-то, возможно, ещё совсем недавно, к этим платформам приходили скорые поезда и пригородные эликтрички, а теперь здесь стоят машины, трудившиеся на железных дорогах страны. Тут и паровозы: пассажирские, грузовае, бестопочные, танки-паровозы; и тепловозы, в том числе экспериментальные. Ну и, конечно же, электровозы, в том числе и маневровые. Также показано развитие пригородных электропоездов: показаны первые электрички, а также трудяги ЭР1 и ЭР2. К слову, последние, хоть и выпущены в 60х годах прошлого века, трудятся на многих пригородных железнодорожных линиях страны. Да что там! В Питере ЭР2 эксплуатировались ещё совсем недавно, а ведь этот город по праву можно считать колыбелью и столицей железных дорог России!
Электропоезд ЭР1. Почти современник Первый советский электропоезд серии См
Электричка-труженик: электропоезда ЭР1 и ЭР2 до сих пор работают на железных дорогах нашей страны Построен Мытищинским заводом аж в 1932 году, при этом использовалось электрооборудование английской фирмы "Метрополитен Виккерс". Изначально был спроектирован под контактную сеть с напряжением в 1,5 КВ, в 1956 году переоборудован под напряжение 3 КВ и переделан под выход на низкие платформы. В музей поступил из депо Славянск Донецкой железной дороги
Есть в музее и наша гордость: скоростной пассажирский поезд ЭР200. Эти составы курсировали по маршруту Москва — Ленинград (позже, соответственно Москва — Санкт-Петербург), и позднее были заменены на Сапсаны. ЭР200 можно было увидеть на ходу ещё в середине "нулевых": Сапсаны начали ходить примерно с 2006 года.
Ну и как не сказать о военном применении железных дорог! Нет, бронепоезда в музее, к сожалению, нету, но зато есть вагоны-орудия, вагоны-бронеплатформы и состав с межконтинентальной баллистической ракетой. Таких составов по стране курсировало около 20, но в начале 90х годов их сняли с вооружения по договорённости с США. Говорят, что всего остался один такой состав, и именно он стоит в этом музее.
Поскольку все экспонаты сцеплены в составы, возникает ощущение, что любой из них может в любую минуту отправиться в путь: только подай напряжение, заправь топливом, залей воду, засыпь уголь в тендер — и машинист заставит эту величественную технику двинуться с места. А, впрочем, зачем заставлять? Музейные экспонаты и сами непрочь покататься!
Жаль, что мы сами выделили себе так мало времени на посещение музея: за полтора часа можно успеть только бегло осмотреть все экспонаты, на чтение табличек времени особо нет, поэтому мы останавливались только у самых интересных.Быстроте перемещения способствовала и холодная ветреная погода. Ну да ладно — не последний день живём,будет ещё возможность сюда заглянуть и рассмотреть всё поподробнее. Впереди нас ждёт Дорога Жизни.

О Подвиге, Жизни и Смерти

Памятная доска. Здесь начинался первый ледовый путь по Ладожскому озеру. Фото: Кэт
Неслучайно я выделил эти 3 небольших абзаца именно так, ведь про Дорогу Жизни бесполезно говорить. Сюда нужно приезжать и увидеть всё собственныыми глазами. Даже если ехать далеко, даже если нет времени, сил — это действиельно надо, ведь это — наша память. Это героизм, которому нужно поклониться. Ведь если бы не люди, трудившиеся здесь, война могла закончиться совсем иначе. Да, ещё: подписи к фотографиям спрятаны в подсказках. Чтобы отобразить подпись, подведите курсор мыши к фотографии
Мемориальная доска в память о пионерах, погибших на Ладоге Дорога Жизни — это, пожалуй, самый большой и самый величественный памятный мемориальный комплекс. И, конечно же, в годы войны она называлась не так. Несмотря на отчаянное положение ленинградцев и тот факт, что это был единственный путь, связывавший город с Большой Землёй, этот путь в годы войны называли Дорогой Смерти. Причина проста — за время блокады дорога унесла огромное количество жизней. Ведь тот участок, по которому мы едем, располагался недалеко от линии фронта, а дальше шёл водный участок через Ладожское озеро, штормы на котором бывают очень часто. Зимой, когда лёд замерзал, по льду Ладожского озера организовывали зимник. Но опять же — везти грузы можно было только там, где озеро относительно неглубокое, и лёд за счёт этого толстый, а это — всего лишь в 30 километрах от южного берега, который контролируют немцы. Сломать же такую дорогу труда не составляло: немецкой авиации необязательно было сбрасывать бомбы на саму трассу, которую итак приходилось периодически менять, поскольку от тёплых машин лёд плавился и истончался. Достаточно было просто бросить бомбу где-то недалеко от ледяной дороги. Лёд трескался, трещины расходились, образовывались полыньи. А поскольку морозы были сильные, полыньи моментально затягивались тонкой корочкой льда, которая не выдерживала ни машину, ни лошадь, ни человека. В день под лёд уходили десятки машин, на дороге гибли сотни людей. Но именно этот путь принёс долгожданное облегчение ленинградцам: в город стали поступать продукты и боеприпасы, положение армии и осаждённых горожан начало медленно улучшаться. Именно этот путь позволил Ленинграду не "съесть самому себя", как предсказывали Гитлеру немецкие учёные. И удержать огромную армию, которая, по плану фюрера, после молниеносного захвата города-на-Неве должна была двинуться на Москву. Цветок жизни
Труженик Ладоги — Полуторка, поднятая со дна озера Несмотря на потери, дорога позволила вывезти из осаждённого города 1 200 000 жителей и доставить в него 1 50% 000 тонн грузов. Также благодаря Ладоге удалось наладить электроснабжение в городе: по дну озера были проложены электрические кабели от восстановленной Волховской ГРЭС. Так в городе снова появились свет, тепло и водопровод. Разумеется, советская армия пыталась защищать дорогу. Была организована специальная Ладожская флотилия, которая до конца войны осталась непобедимой, а небо над дорогой патрулировали советские истребители ЛИ-2. Также были планы наладить железнодорожное сообщение по озеру, вместо зимника. Одноколейную железную дорогу по озеру строили на деревянных сваях, строительство вели одновременно с западного и восточного берегов озера. Но построить успели только половину дороги, а потом необходимость в ней отпала, поскольку в результате жестоких боёв кольцо сухопутной блокады Ленинграда было прорвано советскими войсками. Памятник труженику Ладоги — Полуторке
Километровые столбы Дороги Жизни Каждый километр дороги — это мемориальный столб. Помимо этого, дорога имеет большое количество памятников, посвящённых событиям, людям и машинам, приближавшим освобождение города, приближавшим победу. В конце дороги, около 45го столба, расположен небольшой музей Дороги Жизни, посетить который нужно обязательно. В парке, находящемся на территории музея, выставлены экспонаты дороги жизни: суда, пушки, даже самолёт. Есть также и останки грузовика, утонувшего и впоследствии поднятого со дна Ладожского озера. Словом, если у кого-то ещё остались сомнения о масштабах и важности событий, происходивших вокруг Ленинграда во время Великой Отечественной Войны, они сразу развеются после того, как Вы проедете по Дороге Жизни и посетите музей с экскурсией. Текст на мемориале рассказывает о начале судоходства на Ладожском озере в мае 1942 года. Когда лёд ещё был, но по нему нельзя было даже идти

Мемориал в память о разрыве кольца блокады установлен в том месте, где начиналась ледовая Дорога Жизни. Фото: Кэт
Братское захоронение советских воинов, погибших под Ленинградом, и ленинградцев, погибших при эвакуации

Непредвиденное дежавю


Возможно, читатель помнит, как закончилась прошлая экспедиция этой серии? Если нет, напомню: тогда я был на УАЗе, а вторым экипажем с нами была обычная Нива "Тайга" (ВАЗ 21213). Так вот: на второй день поездки я проколол колесо, а под конец маршрута сначала у Нивы сломался механизм переключения передач (проблема была в муфте, находящейся между коробкой и раздаткой), а потом у меня отвалился руль. В этой поездке колесо проколол экипаж Вани, и пока потери ограничивались ремонтом колеса и заменой колёсной шпильки. Но вот мы въезжаем во двор, в предвкушении завтрашнего старта в Павловск и начала третьей части нашей экспедиции, я начинаю парковаться, и при очередном манёвре (загнать машину на парковочное место в узком дворе за один приём не получилось) обнаруживаю, что передачи больше не переключаются. На моё счастье, машина осталась в нейтралке — значит, можно её нормально затолкать на место и пытаться выяснить, в чём дело. Судя по тому, как свободно качался рычаг КПП вперёд-назад, я уже начал догадываться о характере поломки, и он меня совсем не радовал, ибо быстро починить её не получится. Более того — поскольку машина на нейтралке, а ручник не работает, Зигмунд может откатиться вперёд, перекрыв въезд. К счастью, у Кэт оказались противооткатные упоры, которые мы подложили под передние колёса внедорожника. А потом я вскрыл кожух рычага КПП, и пои опасения подтвердились: лопнул трос включения передач. Запасного с собой нет, время — половина девятого вечера, то есть все магазины уже закрыты. Значит, придётся задержаться в городе до устранения проблемы.
Собственно, тут и появилось ощущение дежавю наоборот. Однако, два факт успокаивали: во-первых, то, что оно именно "наоборот", а во-вторых, предпосылок к отрыванию руля, в отличие от прошлого раза, нет. Хотя, конечно, по моим оценкам и этот трос не должен был порваться, ведь я его менял полгода назад. И тогда на сервисе меня заверяли, что это — "родной" трос, то есть стёрся он за 300 тысяч км! Но да что уж теперь — проблему решать надо, а не на сервис пенять. Могли и не знать чего-то, например, если прошлый хозяин авто всегда менял тросы сам, не гоняя для этого машину в сервис. Уже понятно, что раньше 12 мы завтра не уедем, и то — это в том случае, если удастся раздобыть заветный трос рано утром. А значит надо рассматривать реалистичный вариант, по которому мы выезжаем часа в 4, или даже в 6 вечера.

День восьмой


Вечерний поиск позволил найти трос в сетевом магазине автозапчастей, услугами которого я пользовался в Москве. Магазин открывался в 10 утра, к этому времени я и решил ехать. Однако, меня ждало разочарование: в магазине сообщили, что тросов в наличии нет, а есть только на складе в Москве. Так что если сейчас заказать, то будут они не раньше, чем завтра. На мои удивлённые вопросы из серии "как же так, ведь я ж его видел на сайте?" мы вместе с менеджером магазина зашли на сайт, и обнаружили там ту же надпись: под заказ, примерный срок поставки — 1 день. Ничего не оставалось делать, кроме как удивиться и пойти обратно. Впрочем, по дороге домой я разгадал причину этого казуса. По всей видимости, дело былло в "печеньках" — есть такой термин, идущий от английского Cookies. Это некая служебная информация, которую сайт может сохранять на компьютере пользователя. Видимо, сайт магазина "запомнил", что я из Москвы, и даже когда я сменил регион, неполностью переписал эти самые "куки". В результате, я видел питерские телефоны и адреса магазинов, но московскую базу по наличию запчастей. Мораль сей басни такова: приехал в другой город со своим ноутбуком — очисти куки!
Стало уже очевидно, что уехать сегодня из Питера не получится, а весь день уйдёт на поиски нужной запчасти. Хорошо, что хозяин квартиры вошёл в положение, и предложил продлить наше пребывание в его квартире. Даже скидку сделал. Но всё равно — надо искать, надо двигаться дальше.
К поискам подключились все, благо был каталожный номер детали и несколько вариантов её названий. Из сервиса тоже скинули адрес сайта, на котором можно было найти. Однако, все места, в которые я пытался позвонить, отвечали, что тросов (они меняются парой) либо вообще нет, либо будут не сегодня и, возможно, не завтра. Удача улыбнулась Давиду, который разослал запросы через другой поисковый интерфейс. Уже через час ему ответили, где и когда можно забирать заветную деталь. Подумав, я решил сразу взять два комплекта — мало ли что ещё случится — и позвонил по указанному контактному телефону.
Забрать заказ удалось даже раньше, чем мы думали изначально, и это не могло не радовать. Значит, больше времени будет на ремонт и сон, а завтра можно будет выехать пораньше. Сам ремонт занял около трёх часов. Снова помог Давид — один я ковырялся бы намного дольше, да и часть вещей (например, снять защиту КПП) одному оказалось сложно: лист надо было вытолкнуть с пазов вперёд, притом что одним углом он уже лежал на асфальте.
В общем, к 9 часам вечера машина уже была собрана. Хоть сейчас выезжай! но всё же надо поспать перед дорогой, благо возможность есть.

часть третья

О вокзалах, казармах, неожиданном асфальте и дороге домой

День девятый

Питер. Вид с крыши
Перед отъездом из города мы воспользовались предложением хозяина квартиры посмотреть на город свысока, и вылезли прямо на крышу. Несмотря на ветер, остались довольно, ибо, как оказалось, не всё в Санкт-Петербурге можно увидеть снизу. Красоту и изящество целого ряда старинных домов можно полностью увидеть только тогда, когда смотришь на них сверху вниз
Поскольку выезд перенёсся на вторник, Павловск из программы пришлось исключить: у части экспозиции в этот день выходной. Так что план сегодняшнего дня состоял из двух точек: Аракчеевских каразм и вокзала в Малой Вишере. Далее предполагалось решить, каким путём мы поедем в Москву: прямым или окольным.
Поблагодарив хозяина квартиры за гостеприимство и попрощавшись с ним, мы взяли курс на Малую Вишеру — казармы как раз располагаются на этой дороге. На выезде из Питера попали в пробку, связанную с ремонтом М10: дорогу расширяют, строят дополнительные развязки, меняют отбойник. Первой мыслью было воспоминание одного из первоначальных маршрутов, по которому мы обходили Питер стороной, и выскакивали на М10 с объездной трассы А120. Но когда мы добрались до этого перекрёстка, то поняли: хорошо, что мы по М10 едем. Пробка была связана как раз с фурой, которая, пытавшись повернуть с А120 на М10, притёрла какую-то машину и не вписалась в габариты поворота. В результате если М10 хоть как-то, но ехала, то А120 стояла намертво. Так что всё-таки хорошо, что мы изменили маршрут.
Широкая ленинградка (по 2 полосы в каждую сторону) заканчивается примерно там же, где и сама Ленинградская область, и дальше до Торжка дорога идёт в 3 полосы: по одной в каждую сторону, и средняя — для обгонов и поворотов налево. Дорога знакомая, хорошая, идти по ней легко и приятно до самого поворота на Малую Вишеру. Ну а там снова начинаются новгородские дороги. Правда, в отличие от трассы Валдай-Боровичи, на этой дороге и ремонтники попадаются. Вон, даже асфальт меняют, хотя и тоже своеобразно. Нет, дождя на улице нету, погода стоит ясная и безоблачная — только ветер сильный. Но то ли из желания поменьше перекрывать поток, то ли по какой иной причине участок дороги подготовили, полили битумом (или чем там они поливают дорогу перед укладкой асфальта), а пока самосвал с асфальтом не прибыл — открыли движение по этому участку для транспорта. Правды ради стоит отметить, что это — не особенность новгородских дорожников: ещё в первый день пути я имел возможность наблюдать эту же технологию в действии на трассе А104, на участке между Дмитровом и Запрудней, а в 2011 году таким же образом ремонтировали дорожное покрытие в Харьковской области, на границе с Россией. Но всё равно я не понимаю, зачем так делать. В тот раз я долго отмывал машину от остатков битума на кузовных деталях.
Тем временем, за очередным поворотом показались развалины казарм. Величественное сооружение когда-то было единым и имело крышу, а ныне полностью захвачено природой. Крыши нет нигде. Перекрытия второго этажа местами сохранились, но там уже вовсю растут деревья. Подвалы затоплены водой. А ведь когда-то давно здесь кипела жизнь: стоял гусарский полк, на крытом плацу гусары тренировались в конной езде и строевой подготовке... Эх, были времена! Как сказали местные жители, крыша у этого здания была ещё после войны. Но, вполне вероятно, что строение уже тогда было нежилым, поэтому его разрушение стало лишь вопросом времени. Но даже в таком виде оно выглядит величественно. Хочется исследовать его, вернуться сюда снова уже с планом, понять, как и что здесь было. Ну а пока карт нет, мы с Кэт попытались прикинуть, как же это всё выглядело изначально. Надо сказать, что у нас практически получилось правильно определить некоторые вещи. Например, у казарм действительно были открытые внутренние дворики, а над большим залом, распологавшимся по центру помплекса, действительно была крыша. Но, как я и предполагал в прошлый раз, это был плац. Уже в Москве данные о том, каким было это место и о быте его жителей нашла Кэт, так что мне остаётся лишь привести ссылки на эти материалы:
http://blog.fontanka.ru/posts/143181/
http://regionavtica.ru/articles/arakcheevskie_kazarmy_dlia_arakcheevskogo_polka.html
http://www.russiancity.ru/hbooks/h025.htm
А мы движемся дальше, к городу Малая Вишера
Пролетающий Сапсан Поворотный круг заброшенного паровозного депо
Вот так во времени сошлись прошлое и будущее, старина и прогресс. На фото — скоростной поезд "Сапсан", проходящий мимо старинного здания вокзала на станции Малая Вишера" Некогда могучее паровозное депо ныне представляет собой развалины. А ведь 100 лет назад здесь кипела жизнь...
И первому в России железнодорожному вокзалу Высшего ряда. Здесь, по дороге из Петербурга в Москву, останавливались многие знаменитые люди того времени. Поезда делали остановку для заправки водой и углём, было здесь и своё паровозное депо.
Вокзал и депо были построены в 1856 году. Помимо этого, было построено ещё два таких же вокзала: в Твери и Бологом. Он был не первым сооружением в городе Малая Вишера, которое было основано чуть раньше: В 1843 году артель крепостных крестьян на берегу реки срубила из вековых сосен казенную избу для приказчика, десятника и прочих распорядителей, которая стала первым сооружением будущего города. Название станции дала река Малая Вишера, правый приток реки Волхов. Вот так в очередной раз пересеклись транспортные пути: водный и железнодорожный.
В 1890 году вокзал снова становится первым среди равных: в нём устанавливают первый на железных дорогах России коммутатор телефонной связи на 25 номеров. А в 1917 году вокзал сыграл важную роль в революции. Здесь, в Малой Вишере, был остановлен царский поезд, после чего царь отправился в Псков, где и было подписано его отречение от престола.
В советские годы вокзал жил и разрастался: об этом свидетельствует новый корпус депо 1956 года постройки. Однако шло время, проводилась электрификация железных дорог, паровая тяга уходила в прошлое. Круглое паровозное депо стало не нужным, и здание забросили.
Снаружи вокзал выглядит красивым, отреставирированным. Но внутри картина удручающая: поскольку ныне используется лишь небольшая часть вокзала: относительно небольшого зала ожидания вполне достаточно, чтобы разместить всех пассажиров этой железнодорожной станции. Ведь пригородных поездов здесьсь совсем мало, а скорые поезда делают непродолжительную остановку длиной в одну минуту. Остальное пространство если и используется, то только в технических целях, поэтому, видимо, его реставрацию посчитали нецелесообразной.
Свой статус некогда большой станыии Малая Вишера утратила с развитием технического прогресса, ведь если раньше пассажирский поезд от Санкт-Петербурга до Москвы шёл 22 часа, то сейчас это расстояние преодолевается за 8-10 часов на обычных пассажирских поездах. А уж о фирменных экспрессах вроде Авроры, или даже Сапсана и говорить нечего: за 3-6 часов Вас доставят из одной столицы в другую, как говорится, в лучшем виде! При этом таким поездам незачем вообще делать остановки: нет необходимости перецеплять локомотивы и менять локомотивные бригады, чтобы не нарушить трудовой режим машинистов. Только короткая остановка, чтобы заменить пассажиров, едущих до этой станции, на тех, кто отсюда желает ехать дальше. Потому и остались на этой дороге лишь 2 основных промежуточных станции: Бологое, являющееся серединой пути между Москвой и Петербургом и крупной узловой станцией, да Тверь — областной центр Тверской области. Малая Вишера же не является ни крупной узловой станцией, ни областным центром. Видимо, потому вокзал и используется только частично. Зато о былом величии напоминает привокзальный парк с фонтаном.
Вокзал станции Малая Вишера
Вокзал является островным, то есть находится между главных путей Октябрьской железной дороги

День десятый

Вместо послесловия

Ну вот и весь маршрут. Хоть и собирались мы ещё заехать в Окуловку и Новгород, обстоятельства (в том числе — погода) сложились так, что от последней стоянки мы двинулись в Москву самым быстрым путём: вернулись на М10, и так и ехали до стольного града, периодически останавливаясь для заправки себя и машин. Что ж, по крайней мере, в этот раз мы финишировали там, где планировали — в Москве, и это был не технический, а реальный финиш. С чем я нас всех и поздравляю!