В экспедиции принимало участие две машины - мой УАЗ и Нива. В каждой ехало по 4 человека плюс багаж.

Экспедиция "между двух столиц". Рассказ пилота УАЗа

Старт


1 августа. 06:51. Для меня это время старта, ибо надо было доехать из Химок до Бескудниково за штурманом (Аня, orangelf) и организатором этой поездки (Лена). Как было оговорено заранее, до старта я забираю только их, а уже в Лобне, в точке встречи, ко мне садится ещё один человек из Нивы. Время было рассчитано с запасом, однако опаздывал я сильно - на 20 минут. Зато, вроде бы, ничего не забыл, поскольку вовремя вспомнил о чуть не забытых вещах.

Светит солнышко, небо ясное. День обещает быть тёплым, а поездка - интересной. С такими мыслями я и отправился в Бескудниково забирать народ.
Дорога была пустой, так что к моменту выезда к месту старта опоздание было устранено полностью. Куда ехать, я знал (ибо сам накануне предложил это место для встречи).

09:00. Все в сборе. Вспомнили об одной забытой, но очень важной вещи - тарелки. Взяли одноразовую посуду, и в путь! Дорога до ленинградки известная, поэтому мы и вели колонну

Итак, состав экспедиции: Я (rGoblin) - пилот УАЗа; Аня (orangelf) - постоянный штурман УАЗа; Лена - человек, который по сути собрал нас всех в это путешествие, по совместительству - штурман НИВЫ; Неля - пилот НИВЫ: Олег и Алкесандра - друзья Нели; а также наши младшие научные сотрудники - Илья и Илья. Итого - 8 человек. По 4 человека в машине. В дороге чередовалось всё - состав экипажей (причём каждый, кроме пилотов, разумеется, прошёл часть пути в УАЗе и часть в НИВЕ). Сразу же договорилоись - в первый день до Вышнего Волочка колонну ведём мы, а потом - Нива.

 
Это мы
Это мы

Приключения начались


Первой остановкой был город Вышний Волочёк. Приехали мы прямо в центр города и стали осматриваться: есть церковь красивая, здание автовокзала, старая пожарная каланча. Всё это очень красиво. Но больше навскидку мы ничего интересного не нашли. Половина магазинов была закрыта - оно и понятно, мы приехали в город в 14 часов, как раз когда начинается обеденный перерыв. Кстати, примечательно, что городок неторопливый по сути своей. Местные жители культурные, и переходят дорогу только по "зебре". А местные автомобилисты их, в свою очередь, всегда пропускают. Даже отрадно стало, что хоть где-то в нашей стране все участники дорожного движения чётко соблюдают правила.
Ну что ж, погуляли, пообедали - собрались ехать дальше. И тут к нам незаметно подкралась первая поломка - у Нивы перестал работать стартер. Пришлось заводить машину с троса.

Вышли на трассу. Тут-то я и почувствовал всю динамику Нивы по сравнению с УАЗом. Не то чтобы я не мог догнать машину или она отрывалась сильно отрывалась от меня при разгоне - спасибо Неле, дистанцию она держала хорошо. Просто временами на обгонах, когда шло трёхполосное движение, я понимал, что мне не хватает тех самых ста метров, чтобы вслед за Нивой обогнать фуру. Пришлось попросить Нелю сбавить скорость.
А меж тем дорога около Торжка из трёх полос превратилась в двухполосную. Но это только по разметке. На самом деле было очень много таких отрезков, когда в эти две полосы вмещалось все четыре. Так что было даже не понятно, кто же так хорошо придумал разметку сделать?

 

Валдай

В 17:30 мы уже были в Валдае. Город как-будто бы вытянут между въездами в него с М10 (трасса Москва - Санкт-Петербург). Центральная площадь города находится в одном квартале от улицы, проходящей через весь город и соединяющей его с обоими выездами на М10. В городе есть всё: церковь, ресторан, музей колоколов (единственный в стране и один из 4 в мире!), музей древностей(музей уездного города), магазины с сувенирами, магазины с походным снаряжением, интернет-кафе. Самое главное (для Нивы) - в городе есть автосервис! Поэтому мы первым же делом отпрвились туда. Пока Ниве меняли стартер, мы прогулялись по центру в надежде найти карту города. Всё рядом, только в 6 вечера работает далеко не всё. Мы не смогли купить ни карту города, ни сувениры. А в интернет-кафе, как назло, сломался принтер. Зато смогли купить батарейки для фотоаппарата. Хотя работать он по-прежнему не хотел. В одном из магазинов мы поинтересовались, где лучше встать на ночлег. Нам посоветовали добраться до озера Ужин (севернее Валдая).
Туда мы и направились. Только вот дорога к тому выезду из города, который нам был нужен, шла прямо от центра города под "кирпич". Поэтому я вернулся на ту дорогу, по которой мы ехали, решив, что съезд наш где-то там. В результате мы вернулись на М10 и поворачивали на Долгие Бороды (а именно через эту деревню, судя по карте, нам и надо было ехать) уже оттуда. А дальше вот какая незадача: идёт асфальтовая дорога на Угловку, которой на карте просто нет. Оно и понятно - дорогу закончили строить в конце 2006 года, и могли просто не успеть нанести на карту. Но самое интересное ждало нас дальше, когда вместо Долгих Бород, которые как раз есть на всех указателях, мы приехали в Рощино. Они по карте-то в принципе рядом находятся, но только это означало, что поворот нужный мы проскочили. А вот какая это был из уходящих в лес колей - понять мы так и не смогли. Посмотрев по карте, мы поняли, что дорога на Угловку в любом случае должна идти через Ужин, и потому поехали туда. Собственно, мы не ошиблись - дорога действительно вела на Ужин. Указанного местными спуска мы не нашли, поскольку не заметили данный ими ориентир - церковь. Поэтому решили проехать дальше и встать между двух озёр. Для этого нам надо было сначала доехать до деревни с символическим названием Сковородка. То, что мы проскочили поворот на Окуловку (а нужная нам деревня располагалась как раз по дороге к Окуловке), никого не смутило. Мы проехали деревню Малая Крестовая, и только тут, пытаясь на карте найти наше местоположение, задумались о том, куда же мы попали. Ведь дороги-то от Ужина до Малой крестовой нет! Посовещавшись, вернулись обратно и повернули на Окуловку. И вот они - знакомые названия деревень, которые и должны быть на карте! Горушка, Сковородка. К озеру Губа в Сковородке подъезжать не стали - слишком эксремальный был съезд для первого дня экспедиции. Поэтому встали за деревней Загубье.

 

Проверяй, но доверяй

озеро Волосно озеро Волосно
озеро Волосно

На следующий день планы были такие: заехать в Иверский монастырь, вернуться в Валдай за сувенирами и картой города, ну и просто поездить по озёрам. Времени было мало, поскольку по графику нам уже пора было выдвигаться либо на Боровичи, либо (если Лене из Боровичей не ответят) на Ладогу. Поэтому нашей задачей было приехать в Валдай побыстрее. Пока мы собрались и выехали, на часах было 12 часов. Причём как только выехали на асфальт, выяснялось, что у меня проколото правое заднее колесо. На замене колеса потеряли ещё минут 20.
Колонну до Валдая повели мы. Проехали Почеп, Сковородку. И тут указатель: налево - Новотроицы, 28 км. Направо - Осипово. Я помню, что указатель вроде как проезжали с прямого направления, и взял правее, несмотря на слова штурмана. Через некоторое время я понял, что был неправ. Только вот дорогу, по которой мы едем, искать теперь пришлось мне. И я её нашёл. Оказалось, что мы просто объезжали вокруг то самое озеро,на котором мы остановились, а также ещё несколько озёр. Поскольку разворачиваться было особо негде, решили продолжить нашу прогулку. В результате выехали обратно к Загубью и к Сковородке, и уже теперь (по совету местных и по собственному опыту) повернули налево на Новотроицы. Вышли на асфальт, доехали до Ужина. Вот же она - церковь! И как мы её не заметили? Остановились посмотреть. Заодно нашли святой источник около озера.
святой источник в Ужине Купель
святой источник в УжинеКупель

Посмотрели на часы, скорректирвоали планы. Из Ужина решено было ехать в Долгие Бороды и искать там дорогу к Иверскому монастырю, поскольку в Валдай мы всё равно уже не успевали (на прогулку по озёрам у нас ушло часа 3). Приехали. Только опять не в Бороды, а в Рощино. И дороги дальше нет - впереди какие-то ворота. Спросили у местных - как проехать к монастырю никто не знает. Разве что вернуться на М10 и съехать оттуда. Но такой вариант нас не устраивал.
В Долгих Бородах, как оказалось, проезда к монастырю действитешьно нет, хотя дорога на карте есть. Тогда решили поехать другой дорогой - через Новотроицы. Дорогу уточнили у местного таксиста - оказалось, что дорога туда одна, и идёт она по асфальту, который проложен на Угловку (новая "Путинская" дорога, как он её назвал). Сопоставив сказанные им слова с картой, мы смогли наконец-то найти эту самую асфальтовую дорогу на ней. Вернее, мы нашли ту грунтовую дорогу, которую сделали асфальтовой, и которую мы как раз вчера искали. Более того, теперь-то я точно понял, что за перекрёсток мы проезжали в Ужине - эта асфальтовая дорога проложена по колее "плохой" (узкой) грунтовки, которая в Ужине идёт поперёк "хорошей" грунтовой дороги, идущей от Окуловки до Шуи (выезд на трассу Валдай - Боровичи). И как раз эта дорога нам и нужна.
Не знаю, что подумали в Ниве, когда мы в третий раз въехали в Ужин. Но всё равно это был наш единственный путь.
Иверский монастырь Иверский монастырь Иверский монастырь
Иверский монастырь

Иверский монастырь оказался закрыт на реставрацию, поэтому всё, чем мы смогли довольствоваться - это несколько фотографий наружных стен с видами ремонтных работ. Далее путь наш лежал в Боровичи. Но ночёвку решено было сделать на озере Пирос. Для выбора места стоянки заехали в деревню Пирусс. Но там спуситься к озеру не удалось. Из достопримечательностей в этой деревне была, пожалуй, церковь, которая, по словам местных жителей, была ещё не отреставрирована (а по словам путеводителя по новгородской области, находилась в аварийном состоянии, зато сохранился изящный купольный крест). До неё мы не доехали, и рещшили свернуть к озеру дальше. Сказано - сделано. Доехали до следующей деревни (Речка), и встали за ней (получилось, что мы как-бы обогнули озеро). В Речке у Нивы кончился бензин, и было решено разделиться: мы идём на разведку, а потом возвращаемся за Нивой, которая тем временем доливает в бак резерв из канистры.
Место нашли быстро. Так мы подумали сначала. То, что там не было колеи, нас даже радовало. Это означало, что людей тут точно не было, и мы действительно заехали туда, куда на простой легковушке не забраться. Спуск с дороги обе машины преодолели легко. Добрались до поля с низкой травой - отличное место, чтобы поставить палатки. Только от воды далековато. Но ничего, сейчас проложим дорогу, проедем ближе. Тем более, что там около озера ещё одно такое же поле есть. Но тут-то выяснялась одна мелочь - между нами и озером небольшое болотце. Причём не просто болотце, а болотце с кочками из корневищ осоки. Вещь по меньшей мере неприятная. Да и к воде без резиновых сапог не подойдёшь. Поэтому решили возвращаться на дорогу. По полю ехали так: впереди тяжёлая техника (то есть я), а затем идёт Нива. Только вот забыли мы, что тяжёлая техника в горку идёт медленнее (другая манера прохождения), а потому случилось вот что: Нива около горки подошла к нам вплотную, притормозила, и, когда я был уже наверху, ей пришлось подниматься под дргим углом, который оказался для машины менее безопасным. Но этого мы тогда ещё не поняли, а осознали лишь на следующее утро, когда взяли курс на Боровичи.
Ещё когда мы выезжали на асфальт, я обратил внимание, что Нива идёт как-то медленно. Когда доехали до асфальта, картина ничуть не улучшилась. По словам Нели, ощущение было такое, как будто раздатка не переключилась обратно. К тому же вчера, когда мы поднимались обратно на асфальт и Неля отключала пониженную, в раздатке что-то хрустнуло. Попробовали пошевелить рычаги - вроде как машина поехала, хотя и плохо. Одно радовало - на передачи она переключалась на тех же скоростях. Так что раздатка вроде бы была в норме. Поэтому решили когда доберёмся до лагеря промыть карбюратор. Он вполне мог засориться от того мусора, который скопился на дне бензобака и взболтался, когда в бак заливали резерв из канистры. Ну или мог быть просто плохой бензин.

 

Боровичи

В Боровичах мы встретились с человеком по имени Сергей, который организовывал нашу культурную программу в этом городе, а именно - прогулку на боровичских лошадях, баню и спуск на рафте через пороги по реке Мста. В роли гребца и верхом мне предстояло почувствовать себя впервые, так что программа обещала быть очень захватывающей. Место для стоянки было выбрано как раз на берегу реки Мста. Причём вечером нами на реке были замечены группы байдарочников, из чего мы сделали вывод, что, возможно, как раз будем проплывать мимо нашего лагеря.
Но это всё потом. А пока...

Лошади - они как люди

Лошади На лошадях, как и на рафте, поехали не все. Сначала на эту активную часть отдыха записывалось всего четыре человека - оба пилота и оба штурмана. Оставив неактивную половину товарищей разбирать палатки и ставить лагерь (и оставив под их присмотр Ниву), мы, оседлав Уазик, поехали вслед за нашим экскурсоводом в Боровичи. На прогулку на лошадях мы планировали потратить два часа. С учётом того, что мы с Аней впервые сидели на лошади, этого казалось более чем достаточно.

И вот нам выводят лошадей. Каждому представляют его коня, после чего наездник берёт лошадь за поводья и ведёт на учебную площадку. По дороге выясняется, что одна лошадь идти никуда не хочет, а другая боится машин настолько, что шарахается даже от стоящих. В общем, у каждой лошади свой характер.
На площадке нам объяснили основы управления лошадью и предупредщили, чтобы мы держали дистанцию (ведь, как уже выше говорилось, у каждой лошади свой характер). Когда я сел наверх, то заметил, что мой конь почему-то время от времени пытается то ли облизать, то ли попробовать мой ботинок. Оказалось, что просто я для него - новый человек и он хочет понять, кто же я такой.
Первые несколько кругов мучил вопрос: как же его останавливать, если он не хочет? Потом этот вопрос поменялся на "как его заставить ехать?" Ускорить коня мне помогли. Выглядело это так: я подъехал к инструктору, она подбодрила коня палкой. Но я-то этого не видел, и мне показалось, что конь сам побежал. Так я научился его останавливать. Ну а потом, когда мне объяснили, что к чему - просто пристроился за всеми в колонну, и конь сам выровнял свою скорость. Единственное, чему я так и не смог научиться в этот день - правильно сидеть на лошади, когда она идёт рысью. Или, точнее, правильно подпрыгивать. В теории это просто: надо поймать ритм лошади и двигаться вместе с ней. Но на практике почему-то получалось, что мы двигались в противофазе (то есть он вверх, а я - вниз).

Прошёл час, и лошади устали. Также как и мы. Поэтому решено было возвращаться. Я к этому моменту уже пересел на другую лошадь, особенностью которой была некоторая неторопливость в движениях. Честно скажу - очень испугался, когда переходили дорогу, потому что лошадь отказывалась идти быстрее. Ей просто не было дела до этих машин. Ей хотелось только одного - вернусться в своё стойло, где её ждало сено.

Лошади

 

Смотри в оба, или превые потери

Оставшееся время посвятили небольшой прогулке по городу. Доехали до пешеходного моста через Мсту, а там разделились. Я поехал в шиномонтаж, а Лена, Неля и Аня пошли за продуктами.
В шиномонтаже колесо мне заклеили без проблем и вопросов. А вот отбалансировать не взялись. Сказали, слишком много грузов вешать надо. Интересно, в Москве мне это же колесо балансировали без проблем.
Тут же выяснялась и некоторая особенность раций - по городу они ловят очень плохо. Я был от места встречи примеро в километре (ну максимум - в полутора километрах), и уже практически не слышал по рации Аню (дальность раций, по заверению изготовителя, составляла 8 км по открытой местности).

Когда мы приехали в лагерь, там уже всё было разобрано, палатки стояли. Оставалось только спустить Ниву с дороги на берег к палаткам (туда вёл каменистый спуск), что решено было сделать после промывки карбюратора. Вот только 4 пенки куда-то пропали. Куда они делись - для нас было и остаётся загадкой, поскольку к машине они были прочно привязаны, и, когда мы уезжали кататься на лошадях, пенки ещё были на месте.
Ну ладно, пропали так пропали, ничего с этим уже не сделаешь. Поделились с пострадавшими, кто чем мог (мы со штурманом, например, ночевали в машине, поэтому спокойно могли обойтись без пенок).
Почистили карбюратор. Вроде как всё заработало. Успокоившись, спустили Ниву вниз к лагерю.

Следующим пунктом культурной программы была баня. Мы со штурманом в баню не поехали. И как выяснялось, не напрасно. Во первых, должен же кто-то был остаться в лагере. Да и если какие проблемы с Нивой - я смогу оперативно подъехать из лагеря. Ну а во-вторых...

Время уже к полуночи, мы устраиваемся спать, поскольку понимаем, что наши скоро приедут, и проблем у них вроде как уже нет. Слышим по рации:"Мы скоро будем". Значит, уже где-то рядом.
Через 5 минут звонок. Оказалось, поворот проскочили в темноте, мотаются между деревень. Вот тут-то и пригодилось то, что мы остались в лагере. Поднимаем сиденья, выезжаем на асфальт. Включаю прожектор (как хорошо, что на УАЗ штатно комплектуется такой замечательной вещью), направляю его так, чтобы было видно съезд. По этому прожектору они нас и нашли.

 

Мы на лодочке катались...

Экипаж в боевой готовности Иверский монастырь
Мы и рафтинг
На следующий день у нас планировался спуск по реке Мста через пороги. На это мероприятие решилось уже пять человек - к нам подключилась Александра, что было весьма кстати. На всякий случай организаторы спуска снарядили нас касками и спасательными жилетами, что тоже было весьма кстати, поскольку я, например, плавать не умею (стыжусь, но это так). В точке окончания нашего спуска мы оставили машину, чтобы потом оттуда вернуться в лагерь, а сами с Сергеем отправились к месту старта - в село Опеченский Посад. Но вот незадача - помимо водителя, в девятку может влезть только 4 человека, а нас - 6(если считать вместе с инструктором), и все в спасательных жилетах. Посему к месту старта переправлялись двумя партиями. Пока одна половина ехала, вторая гуляла по деревне. Честно говоря, не знаю, что думали местные жители при виде людей в шлемах и спасательных жилетах. Хотя, может, они уже привыкшие к таким вещам, во всяком случае особо удивлённых взглядов я не замечал.
Итак мы в селе Опеченский посад. Самая большая его достопримечательность, которую видно с дороги - это дендропарк, который построил один из местных жителей.
Он собрал в этом парке экземпляры растений чуть ли не со всего света. По словам Сергея, москвичи, заезжавщие в это село и посещавшие дендропарк, очень любили фотографироваться около растения под названием "лох серебристый". Мы, правда, до этого растения так и не дошли. Да и пофотографировать у нас особо не получилось, поскольку над нами уже стали собираться плотные дождевые тучи, стало темнеть, и чувствительности плёнки просто не хватало. Стало ясно, что скоро начнётся ливень, и во время спуска нас будет заливать не только снизу, но и сверху. Ну ничего, мы вроде бы одеты в плохо промокаемые вещи. Это мы так думали, пока не полило. Нет, в рафт к этому времени мы ещё не сели - Сергей рассказывал нам о селе, в котором мы находились, пока наш инструктор готовила рафт к спуску на воду. Ну что ж, дождик сверху поливает - растём значит.
Только спустились на воду - дождь сразу же закончился. Нам объяснили, как надо грести, и вот мы уже плывём по центру реки вниз по течению, навстречу порогам.
Это не мы
По порогам спускались не только мы. Но никто никому не мешал

Спуск на рафте - это хорошая утренняя разминка, потому что, пока гребёшь, работают разные мышцы, а не только руки, как это может показаться. Особенно интересно, конечно, плыть по порогам. Когда плывёшь по волнам, возникает ощущение, что ты скачешь по кочкам, только кочки находятся на воде. Грести в таких ситуациях надо ещё дружнее, иначе плоскодонный рафт сядет на камень, что у нас несколько раз происходило. Пока плыли по спокойной воде, Сергей рассказывал нам про те места, по которым мы проплывали.

Село Опеченский Посад было построено Петром Первым. Оно имело устройство, схожее с устройством северной столицы. Так, например, улиц в селе не было. Вместо них были линии, точно также как на Васильевском острове в Петербурге. Также, как и в сервеной столице, в селе был построен обводной канал, который соединялся с рекой Мста. Благодаря этому, подвалы в домах местных жителей были всегда сухими. В прошлом веке, во время Советской власти, про канал забыли, и он засорился настолько, что оказался засыпан. В результате в домах местных жителей начала скапливаться вода.
В селе Опеченский Посад сохранились фрагменты каменной пристани. Их можно увидеть с реки.
Сама река Мста когда-то была судоходной. Она была частью знаменитых торговых путей из Варяг в Греки и из Варяг в Арабы. Поскольку в 17-м веке основная часть грузоперевозок осуществлялась по воде (это был наиболее дешёлвый способ транспортировки грузов), Пётр Первый решил проложить водный путь, по которому со всей страны свозились бы грузы для строительства новой столицы. Для этой цели им была построена система каналов в Вышнем Волочке, которая связала Мсту с Волгой. Чтобы увеличить глубину реки, император изменил её русло, сделав берега более обрывистыми и узкими. Однако оставалась проблема - как проходить пороги? Ведь обычные суда килевидной формы на порогах сразу же сядут на мель или получат пробоины! Решение было найдено такое: пускать по реке мелкие плоскодонные суда (барки) на большой скорости. Во избежание крупных крушений, по берегам реки установить телеграфные столбы (технология применялась впервые!), которые бы своевременно извещали экипаж барки о возможности продолжать движение по реке.
Самым главным человеком на барке был лоцман. Он мог провести барку между камней, а мог и потопить, если ему это было выгодно. Известны случаи, когда местные жители за определённую плату договаривались с лоцманом, чтобы тот потопил барку в указанном месте. После чего они разбирали себе груз, который везла брака. Вот откуда коммерция на Руси пошла!
Сёла распологаются по оба берега реки. Для перехода между ними через реку перекинуты навесные мостики.

Вообще прогулка по реке чем-то напомнила старую компьютерную игру типа "автослалома" (может, кто ещё помнит такие карманные игры). Тебе выпадает серия препятствий, которые надо обойти. Когда ты их обходишь, даётся небольшой спокойный отрезок, после чего снва идут препятствия. Вот также и здесь. Пороги на реке чередуются со спокойным течением.
Это мы
Гребцы на привале

Когда добрались до лагеря, перекусили и оставили камеру там, ибо всё равно без дела валяется в гермомешке на дне рафта. А зря. Ибо сразу же за лагерем мы остановились около пещеры, в которой течёт подземная река! Вот тут я уже окончательно ощутил себя в горах. Ведь где ещё можно увидеть скалистые берега, из недр которых течёт река!
На самом деле, подземной река Панерётка стала не так давно. Её русло изменилось в начале XX века.

Но вот и окончание нашего маршрута. На левом берегу показалась усадьба Новоблагодатное. Причаливаем к берегу. Выходим к машине. Отдаём жилеты, и пулей в лагерь, переодеваться во всё сухое. Да и пора уже ехать дальше, на Ладогу.


В лагере нас ждала горячая уха, приготовленная Олегом из пойманной им накануне рыбы. После такого обеда мы быстро собрали палатки и продолжили наше путешествие. Колонну опять вели мы, поскольку у меня была карта города, да и к тому же мне надо было ещё заехать в автозапчасти за ацетоном, чтобы прочистить паяльную лампу.
Ещё когда выезжали наверх, к дороге, у меня возникли сомнения по поводу того, нормально ли работает Нива. Но по словам Нели, всё вроде было нормально, поэтому я списал свои опасения на то, что машина была ещё не прогрета.

По дороге в Боровичи заехали в храм Тихвинской иконы Божьей Матери. Храм примечателен тем, что расписывали его дети под присмотром взрослых.

Храм Тихвинской иконы Божьей матери
Храм Тихвинской иконы Божьей матери

 

"А далеко ли до Талина?" или "Это вы удачно заблудились!"

Местный житель в Любытино
местный житель в Любытино
Побыв немного в Боровичах, мы отправились на Ладогу. Времени было мало, поэтому решено было искать короткую дорогу. Если верить карте, то дорога шла через Любытино, Большое Заборовье, Тидворье, Бугдошь и Кириши. Причём участок от Боровичей до Любытино и от Бугдоши и до Ладоги должен был идти по асфальту. Отрезок от Любытино до большого Заборовья и от Радистино до Бугдоши - по шоссейной гравийной дороге. А отрезок от Большого Заборьвя до Радостино предстояло пройти по грунтовым дорогам.
Дорога из Любытино на Большое Заборовье более напоминает грунтовую, чем каменистую. Хотя камни на ней местами проглядывают. Пока ехали, перед нами дорогу перебежала собака. А чуть позже прямо у нас под колёсами дорогу перебежал ёжик. В обоих случаях затормозить мы успели. А вот птиц спасти не смогли - одна мелкая птичка, пытаясь улететь от нас, разбилась об лобовое стекло машины.

Большое Заборовье мы проскочили "на ура". То есть не заметили, как проехали. Всё дело было в том, что на табличке было написано просто "Заборовье". Но, правда, как я тогда подумал, повенули-то мы правильно - то есть направо.
Чуть дальше по дороге встретили отдыхающих из ленинградской области на жигулёнке. По их словам, до Большого Заборовья ещё километра три. Оно примерно так и было. Но только в обратную сторону, а этого как раз они нам и не сказали. Так что получилось как в том анекдоте - "А далеко ли до Таллина?" Но это всё стало ясно только потом, когда мы доехали до следующей деревни.

В деревне я вышел поговорить с местными. Разговор был такой:
Я: Добрый вечер! А не подскажите, как эта деревня называется?
Местные: Пилюшино.
Я: Отлично!
Из машины: Не совсем. Мы как раз в тупик уехали.

И как я сразу не догадался! Ведь как только мы выехали из Большого Заборовья, я остановился, чтобы Аня определила направление нашего движения. И она сказала, что мы едем на северо-запад. А из большого Заборовья на северо-запад дорога идёт как раз на Пилюшино. Но дело в том, что рядом, чуть севернее, на карте есть ещё одна дорога. Как раз та, которая нам нужна. Более того, если верить карте,чтобы доехать до Пилюшино, надо проехать деревню и уйти прямо. А я повернул направо.
Только потом, дома, я окончательно понял, где же мы ошиблись. Мы правильно выехали из Заборовья, просто мы не повернули там, где это надо было сделать. Это та самая развилка, на котором мы обогнали жигулёнок с отдыхающими из ленинградской области. Но осознание этого пришло потом. А сейчас мы столкнулись с очередной проблемой: перегруженный багажник Нивы не выдержал той дороги, по которой мы ехали. Опоры багажника просто сорвало со своих мест. Но и это ещё не всё: машина опять отказывалась держать холостые обороты.

Перегрузили вещи, развернулись. Ехали обратно медленно, но бодро, с песнями и плясками на кочках. Время к вечеру, пора искать место для ночлега, поскольку дороги дальше нам неизвестны. Решили остановиться на озере Заборовском, в трёх километрах от Большого Заборовья. Отличное место: лес, рядом вода. Грибов - видимо-нивидимо.
Пока Нива искала место для лагеря и основной народ разбивал палатки, мы втроём (я, Аня и Лена) отправились на разведку, чтобы понять, как же нам дальше ехать. Но кого можно найти в деревне в дождливую погоду в 9 часов вечера? Хотя нам повезло. Мы нашли. Как выяснялось, дачников. Они сказали, что дорога есть, но только где она - не знают, отправили в крайний дом, к местным, которые регулярно ездят на машине в соседнюю деревню. Приехали, постучались. Нам сказали - дороги нет, после урагана всё завалило, даже спецтехника не проходит.
Посмотрели карту вниметельнее. Нашли поворот перед рекой, решили разведать. Дорога для УАЗа оказалась отличной. Представьте себе песчаное дно пересохшей реки, по которому когда-то пробивал себе дорогу маленький ручеёк. Вот таким был первый участок дороги, ширина которого позволяла проехать по ней только одной машине в одну сторону. Разъезда нет.
Дорога в Пилюшино Дорога в Пилюшино
Отличная грунтовая дорога. Местами даже виднеется когда-то уложенный асфальт Озеро Заборовское. На карте не обозначено

Дальше ещё веселее. Поскольку после подъёма дорога идёт как-бы по хребту возвышенности. Слева и справа - обрывы. Разъезда со встречными нет. Позже, через пару километров, мы нашли два места, где внедорожники могут разъехаться без проблем. Приехали в деревню. Когда я увидел в деревне легковые машины, то подумал, что дальше дорога есть. Ведь не по этой же колее они приезжают! Оказалось, что как раз по этой, потому как дорога дальше совсем плохая, и проехать по ней сложно. Но, как нам сказали местные, есть охотничья дорога, которая идёт по другому берегу реки (как раз по тому, который нам и нужен). Однако время было уже позднее, а потому глубокую разведку той дороги мы не произвели. Только убедились в том, что дорога действительно выходит из деревни.

Вернулись в лагерь, обсудили ситуацию. Решено было не ехать на Ладогу, поскольку времени оставалось уже мало. Вместо этого мы решили "срезать" маршрут и поехать сразу на Новгород. Только не с утра, а часа в 4. К вечеру как раз успеем разбить там лагерь. А с утра - отсыпаемся, потом чиним Ниву.


Когда я проснулся, наши грибники (Лена, Олег и Александра) уже успели сходить за грибами. Олег даже пошёл уже на второй круг. Грибов принесли много, все грибы - хорошие, съедобные и главное-большие. Места ведь там чистые, расположены вдали от цивилизации! Аня тоже ходила за грибами, и принесла самый большой.
Но вот уже подходит время завтрака, а Олега всё нет. Ушёл часа три назад. Стали его звать. Не отзывается. Звали долго и хором. Потом к зову решили добавить сигнал машин. Так и чередовали: то крикнем, то погудим. Уже стали думать, что он за гирбами дошёл до Бологое или Малой Вишеры, и пришлёт нам привет оттуда.
Вот уже и завтрак подоспел. Сидим, едим. И тут приходит Олег с полной сумкой грибов. На его лице в этот момент был непередаваемый словами букет из ощущений радости, ужаса, усталости и ещё многих более мелких. Первыми его словами были:"Друзья! Как же я перепугался!" Оказалось, что голосов наших он не слышал. А вот гудение машин слышал. Но оно было где-то далеко. Он пытался нам кричать, но мы его тоже не слышали. Тогда он пошёл на зов. И пришёл как раз к завтраку.

После еды я полез под капот Нивы. Судя по щелчкам, клапан холостого хода срабатывал не всегда. Потому машина и не держала обороты. Проверил сам клапан - он работал. Полез в разъём ЭПХХ, и - что же я вижу! разъём-то на месте, а вот ЭПХХ отключён! Клемма "плюс" (мама) просто приложена (вернее, как-бы вставлена) в клемму провода, который идёт к клапану (тоже мама)! Ничего себе люди делают в сервисах! Снимаю клеммы, закручиваю провода напрямую, включаю - всё работает. Можно ехать. Маршрут - через Малую Вишеру, минуя М10. Колонну ведёт Нива, Лена в Ниве сидит штурманом.

Добрались до асфальта. И тут я заметил, что Нива на горках теряет мощность. Оказалось, опять двигатель не держит обороты и "проваливается" при разгазовке. Да, тут промывкой уже не поможешь. Надо разбирать карбюратор. Но на дороге делать это не желательно, так что надо доехать до лагеря. Подумав, залили в бак Нивы ацетон - средство, которое обычно помогает в подобных случаях. Хотя что такое 0,5 литра ацетона на 20 литров бензина! Однако даже это уже помогло - машина в горках пошла порезвее.

По дороге проезжали деревню Дубровка.

В Малую Вишеру приехали ближе к 6 часам вечера. Это было связано с тем, что мы выехали из Большого Заборовья на час позже, чем собирались, и ехали не очень быстро. Сам город интересен следующими вещами.
Во-первых, он находится в Новгородской области, но вот куда из него выехать проще - до Питера, или до Новгорода - так и осталось вопросом. До Питера дорога прямая, можно доехать на одной электричке. А до Новгорода надо ехать через Чудов, и там переходить по стрелке на другой путь. Во-вторых, недалеко от Малой находится Большая Вишера, но районным центром считается именно Малая.
В городе имеются как магазины, работающие до 6 часов вечера, так и круглосуточные ларьки и киоски.
Из достопримечательностей города - здание железнодорожного вокзала и локомотивного депо. Это один из первых в России железнодорожных вокзалов. Во времена своей постройки он относился к Первому классу.

От Малой Вишеры поехали к реке Волхов, через деревню Селищи. Там находятся развалины казарм, в которых с февраля по апрель 1838 года служил в лейбгвардии Гродненском гусарском полку М. Ю. Лермонтов. Также 31 марта 1872 года в Селищенском военном городке родился выдающийся русский театральный деятель С. П. Дягилев (1872-1929 гг.). А ещё в гарнизонской церкви Святого духа селищенского военного городка с 1878 по 1892г служил священником Николай Гаврилович Богословский(9.04.1824 - 22.10.1892), общественный деятель, основатель новгородского музея древностей. Похоронен он на Орельском кладбище в деревне Селищи. Развалинами эти казармы стали во время Великой Отечественной войны.
Вид развалин впечатляющий. Причём как снаружи, так и изнутри. Везде, где есть доступ света, растёт трава, либо деревья. Они растут даже в кирпичной кладке!
Военный городок в Селищах Военный городок в Селищах Военный городок в Селищах
Развалины военного городка в деревне Селищи

Подвалы довольно обширны. Но они тоже либо затоплены водой, либо заросли деревьями и кустарником.

В 7 часов вечера наконец-то выглянуло солнце. Впервые за два дня!

За Селищем началась наша охота на аистов. Нет, убивать мы их не собирались. Просто хотели сфотографировать. Только ничего из этого не вышло, потому что близко к себе нас аисты не подпустили.

До Новгорода мы так и не доехали. Встали на стоянку на реке Волхов, причём приехали на ещё тёплое кострище. Единственная мелочь - к воде пройти нельзя. Спуск-то есть, но там очень вязко, поэтому купаться надо идти в высоких резиновых сапогах, которые, если что, не жалко оставить.

На следующий день с утра пораньше мы продолжили наше путешествие. По дороге нам попалась деревни Дубровка (это не опечатка и не машинальное повторение), Абз. На М10 нам всё-таки выехать пришлось.Причём на самый узкий её участок - мост через реку Волхов. По словам людей, которые не раз проезжали по этой дороге, мост сей очень сильно тормозит поток. К счастью, его начали ремонтировать. В сам город въехали с севера, со стороны Санкт-Петербурга. Путь наш лежал через деревню Турбичино, в которой находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1873 году. На кладбище у церкви находится братская могила воинов, погибших в Великой Отечественной Войне. Здесь мы остановились, чтобы пофотографировать. Ждали Олега. Посигналили ему. Олег помахал нам рукой, и... продолжил фотографировать.

В Новгороде мы были в 14 часов. В обеденное время тяжело найти автосервис, в котором могли бы взять машину в ремонт. Но нам повезло. Ниву взяли. Сказали, после обеда займутся. Вторую машину мы оставили около сервиса, а сами сели на автобус и поехали в центр города, к новгородскому кремлю. Признаюсь, раньше я думал, что все старые кремли похожи. Но когда увидел новгородский, понял, что это не так.
Нет, конечно, нельзя сказать, что между московским кремлём и новгородским нет ничего общего. Есть, конечно. Принцип построения. С одной стороны - река, с другой - ров. Только вот стены и башни немного другие. Ещё ров со стороны суши побольше. А со стороны реки не дорога (как в Москве), а пляж. Только вот оформлен этот пляж почему-то в билайновской гамме (в жёлтую и чёрную полоску). Неужели билайн правит Новгородом?
Ну и ещё одно отличие - в новгородский кремль вход бесплатный. А посмотреть там есть на что: Софийский собор, звонница Софийского собора, башни и ходы по стенам, такие как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Правда, снимался этот фильм всё-таки не в Новгороде, а в Ростове Великом. А ещё в Новгороде есть памятник тысячелетию государства Российского. Скульптурная композиция напоминает групповую фотографию политических деятелей того времени.

Прогулявшись по центру города, мы вернулись к автосервису, в котором оставили машины и Нелю. Оказалось, что в карбюраторе был забит жиклёр. Забит он был... бумажкой из воздушного фильтра! А вот с ходовой дела обстояли хуже. По словам работников сервиса, износилась муфта, и разболтались шаровые на переднем мосту.
Их вердикт: до Москвы дотянете, но только если по асфальту. И сафари не устраивать!
Сей приговор мы постарались принять во внимание при прокладке дальнейшего маршрута. Но только вот незадача: по афсальту до Селигера не доехать. Что делать?
Ну да ладно, придумаем что-нибудь. На Селигер ведь только завтра выдвигаться, а сегодня мы встаём на озере Ильмень. Нам, кстати, и место для стоянки подсказали вроде как хорошее.
Но сначала - музей зодчества. Всё равно ведь по пути. Карта Новгорода у нас(купили заранее), поэтому ведём мы. По городу проехали нормально, с одной лишь остановкой для сверки и пополнения запасов воды. Наконец-то мы увидели чистую воду! А то всё какая-то коричневая шла... только это не от ржавчины. Около музея организовано одностороннее движение. Дорога пролегает через Свято-Юрьевский мужской монастырь. Около монастыря стоит деревянная мельница - первый и, как мы потом поняли, единственный экспонат музея древнего зодчества, доступный для осмотра круглосуточно. Сам же музей закрывается в 16 часов. Так что мы не успели в него попасть.

А теперь прикол: если верить указателям, мы выехали из Великого Новгорода на 1 раз больше, чем мы в него въезжали. Всё дело в том, что дорога от музея выводит нас в городскую черту, но никаких информационных табличек на ней нет.

Поехали дальше. Около очередной деревни нам дорогу перешли козы. Шли они сами по себе, организованной толпой, соблюдая правила дорожного движения (почти - они шли не по зебре, а около неё). Одна коза была чёрная, остальные - белые. Увидев такое, невольно задумываешься о том, что утки, которые переходили дорогу в фильме "Кавказская пленница", были совсем не дрессированные.

Пока думали, проехали поворот на Горные Морины. Появился новый вопрос: Откуда же здесь горы? Пока думали над этим вопросом, проехали пастбище. На лугу, возле пруда, паслись стада коров, людей и машин. Когда пастбище скрылось из вида, перед нами показались деревни Моисеевичи и Милославское, потом - Неронов бор, Еруново. В Еруново нашему взору уже открылось озеро Ильмень.

Ехали мы езали, и наконец приехали в деревню Коростынь. В ней, по словам новгородских автослесарей, можно было встать на ночёвку. Место красивое, только вот две мелочи: во-первых, дрова далеко, а во-вторых мусора было много. Поэтому оставили Ниву стеречь место, а сами поехали дальше по берегу на разведку. Долго ли, коротко ли ехали, а только доехали мы до какой-то деревни. Надо бы узнать, как она называется... Останавливаемся около мужичка, попавшего в наше поле зрения. Разговор получился такой:
- Извините, а не подскажите, как деревня называется?
- Я не говорить русский! Я немецкий!

такое положение дел нас ввело в небольшое смятение. Я долго вспомниал (без практики-то), как же это правильно по-немецки сказать. В результате выдал:
- Wie ist... Dorf?
- Пустошь, - ответил он с немецким акцентом.
Поблагодарили, поехали дальше. Прямо за деревней - спуско по гравию к воде. А наверху - дрова, прямо рядом. Сушняк растёт, да и уже поваленные деревья лежат.

Решили встать на ночлег здесь. И только когда разбили палатки, оценили всю красоту озера Ильмень.
Озеро не просто большое, оно огромное. Противоположного берега не видно, так что кажется, будто ты не на озере, а на море. Точно также на берег находят волны, которые идут от проходящих по озеру судов. И точно также ночью в темноте видны сигнальные оги этих судов. Где-то там, вдалеке. Одним словом - красота неописуемая.

А на следующий день к нам пожаловали гости. Коровы. И один пастух. На коне. Уж тут-то те, кто не успел покататься на лошадях в Боровичах, накатались вволю.

Но вот пришло время ехать дальше, взяли курс на Селигер. Как я уже говорил, асфальтовых дорог там нет, поэтому нашей задачей было попасть на Селигер как можно ближе к асфальту. Колонну вели мы, штурманом по карте была Лена.
Как только отехали от Пустоши, в следующем населённом пункте, нам дорогу наконец-то перешли люди! Это означало, что мы возвращаемся к цивилизации.

По дороге видели деревню Большой Ужин.

В старой Руссе на въезде стоит танк - памятник событиям Великой Отечественной Войны. Кстати, в самом городе есть музей Северо-западного фронта. Уникальность музея в том, что в нём война впервые была показана по обе стороны окопов, так как городнесколько раз переходил то к немецким, то к советским войскам.
Вообще Старай Русса - довольно большой райцентр. Здесь есть железнодорожный вокзал, большие магазины, мясокомбинат, курорт, множество достопримечательностей.
Также там имеется то ли аэропорт, то ли завод по ремонту самолётов.

На въезде в Великое Село, которое находится перед Залучье, нас встретила корова.

Из Залучья ушли на Демянск. Вот тут-то асфальт и кончился. Началась грунтовая дорога, на которой о впереди идущей машине узнаёшь по облаку пыли, которое она поднимает. Причём медленно ехать бесполезно, потому как пыль поднимается на любой скорости и долго висит в воздухе, уменьшая видимость идущих сзади до нуля. Как же в пустынях люди ездят?
Одно утешает - ремонтные работы на этой дороге ведутся, так что может быть когда-нибудь и она станет асфальтовой. В частности, ремонтируется мост через какую-то реку, и участок дороги около него. Вот только объездной путь прокладывали люди с юмором - в одном месте нам попался такой спуск, что, если бы мы шли на большой скорости и не затормозили, могли бы ненадолго поучвствовать себя не в машине, а в самолёте.
За объездным участком начался асфальт.

К слову, по одной из карт эта дорога должна была быть целиком асфальтовой. Вот и думай, какой карте верить...

Названия деревень же не переставали нас поражать: Хахили, Цемено, Висючий Бор(в карте - Висячий Бор), Новый Брод, Старый Брод, Старое Сохново. Обычно названия деревень даются не просто так. Значит, наверное, был повод так их назвать...

За Цемено видели аиста, который тихо мирно шёл по дорге. Во птица учёная пошла - автостопом передвигается!

В Демянске мы увидели самый большой маленький знак "Главная дорога"
Дело в том, что в Новгородской области дорожники практикуют установку уменьшенных копий некоторых знаков. Нам, правда, попадался только уменьшенный знак "Главная дорога". Но зато уменьшенный хорошо. Раза в три или в четрые. Тот же, который висел в Демянске, был меньше всего в два раза!
Но есть у дорожников ещё одна забава: использовать деревья вместо столбов. Выглядит это так: висит на дороге знак. Подъезжая ближе, обращаешь внимание, что столбик у него какой-то не совсем обычный. Присматриваешься, и понимаешь, что это не столбик, а толстая ветка дерева, вкопанная в землю.
А ещё в Демянске нету ни одной бензозаправки. Только газовые.

Из Демянска путь наш лежал через Ильину Гору, Вотолино, Воздухи и Ровень Мосты. Дорога, правда, не асфальт, но это лучшее, что мы могли найти. На Селигер мы должны были выскочить к Заозерью, уже в Тверскую область, и там искать ночёвку. Цель наша была - добраться до Селигера в любом случае, чтобы можно было дать передышку людям и технике. Прозвучало даже предложение "хоть даже при свете фар, но встать на Селигере".

За Ильиной Горой продолжилась наша охота на аистов. На этот раз, она была более удачной. Сфотографировать одного аиста успели. В полёте.

 

Куда ж ты завёл нас, картограф Сусанин?

Приехали в Вотолино. Дорогу на Воздухи никто не знает. С местными разговаривать вышла Лена. Через некоторое время она вернулась и сказала, что дорогу к Селигеру нам покажут. Местные оказались на УАЗе с московскими номерами. Они довезли нас до поворота. Сказали, прямо 20 км - и будет Селигер.
Ну да, они не соврали. Мы ехали по прямой 20км. По колее. Дорога отличная, но для "живых" машин. А у нас Нива, у которой проблемы непонятного свойства. В лужах она как будто бы нахлебалась воды. Обороты не держит, кряхтит, быстро ехать не может, медленно - тоже, потому что вязнет и глохнет. В общем, тяжело было Неле, и Ниве тоже. Но по словам местных - другой дороги нет.
Первые несколько километров нас сопровождал местный лестной житель - птица, перелетавшая с ветки на ветку. Только вот сфоторгафировать её мы так и не смогли. Она постоянно улетала от нас.
Долги ли коротко ли, доехали мы до деревни с поэтичным названием Жабье (о том, что она так называется, мы узнали у местных). Дети ласково называют эту деревню Лягушкино. На карте мы деревню так и не нашли, но местные сказали нам, что в трёх километрах, если ехать дальше, действительно будет Селигер, деревня Полново. Её мы на карте нашли. И тут мы поняли, на сколько мы промахнулись!
Есть, правда, небольшая мелочь - мы смотрели по двум картам. И на разных картах показаны разные дороги. Вплоть до того, что на одной карте дорога есть, а на другой - нет. Доехали до Полново. Когда местные узнали, откуда мы едем, то сказали, что до Демянска отсюда идёт асфальтовая дорога. Как говорится, знал бы, где упасть... Ночёвку искали долго, объехали несколько деревень. Нам сначала указали на место под названием "Роща" но стоянка там была платной, да и купаться запрещено. В результате мы встали уже при свете фар в деревне Кривая Клетка в половине первого ночи. Там и провели весь следующий день

 

Когда кончается экстрим, или "Нет ничего проще дороги домой?!?"


Осмтор Нивы никаких проблем не выявил, что показалось странным, поскольку, по словам Нели, машину уже начинало кидать из стороны в сторону. Потери Уазика - раскрутился хомут, который держал приёмную трубу в районе третьей опоры двигателя.
Узнали дорогу у остановившегося рядом рыбака из Москвы на легковушке (ВАЗ-2114). Он сказал, что до Осташкова дорога есть. Километров 20 хорошей грунтовки, потом асфальт. Опять дорога, которой нет на карте. Но ничего, нам не привыкать. (по одной из карт - вся дорога асфальтовая)
Есть, правда, другая. Почти по асфальту. Но она на 50 км длиннее, и там местами расходятся бетонные плиты(по всем трём картам - дорога асфальтовая). В общем, одно другого не лучше. Посовещавшись, решили ехать по грунтовке. Только ехать надо осторожно, ведь у Нивы проблема с ходовой, а у меня стал предательски раскачиваться руль. Но с другой стороны, это ведь дорога домой, так что теоретически она должна быть самой лёгкой и приятной.
Ага, как же! Через 10 километров на нашем пути попадается деревня Сосница, в которой фотографировали церковь и чудо инженерной мысли - лежачий полицейский на грунтовой дороге. Вот в этой самой деревне в Ниве что-то хрустнуло, и передачи больше не включались. С этого момента Нива шла у меня на буксире. Ну а ещё через 10 километров у меня отлетел руль.
До Москвы 450 км. Я решаю заменить отлетевший руль воротком. с головкой на 24. Ступица руля на месте, поэтому одной рукой прижимаю головку к ступице, а другой - кручу рычаг. По грунтовке ехать даже получалось. Но вот потом мы добрались до асфальта. Но этот асфальт был хуже грунтовки, потому как заплатки в нём чередовались с ямами. Участок был тяжёлым.
Когда мы остановились в слудующий раз, Александра позвонила своему сыну и попросила его выехать нам навстречу. Точку встречи с ним решили устроить либо во Ржеве, либо по дороге из Ржева на Осташков. Договорённость была такая: он забирает всех пассажиров (Александру, Олега, Илью и Илью), а мы вчетвером доираемся либо до ближайшего сервиса, либо до Москвы. По моим подсчётам, до Ржева мы должны были доехать приблизительно в одно и то же время.

Пилотировать машину без руля - задача не из лёгких. Думаешь не только о том, как удержать машину на дороге, но и о том, как поехать так, чтобы держать машину было проще, да и потоку не мешать. Но, вроде как, получается. Только сигналисть неудобно - провод где-то там, на центральной часть подрулевого переключателя болтается... К счастью, сигналить мне ни разу не пришлось. А вот тросс несколько раз рвался. Но это уже, по существу, мелочи жизни. В отличие от расхода топлива, который заметно вырос, поскольку большую скорость я держать не мог. По трассе я шёл с максимальной скорость 70 км/ч (благо двигатель у Нивы всё-таки работал, а, значит, работал и усилитель тормозов), а погороду и вовсе старался не превышать 40 км/ч, ибо управляемость без руля очень плохая.

Осташков был, пожалуй, последним сложным городом на нашем пути. Сложным потому, что никто не знал, куда нам надо ехать. Ни одного указателя на Ржев в городе мы не видели, были только указатели на Торжок. Как позже выяснялось, дорога на Ржев и на Торжок из города выходит одна, а потом она разделяется. Но мы-то этого не знали, ведь на карте их две нарисовано! Вот и проскочили нужный нам поворот. Чуть на остров в Селигере не уехали. Но вовремя догадались спросить у местных. Они нам пояснили. Хорошо так пояснили. Настолько хорошо, что мы заехали под "кирпич". И тут только местные нас с удивлением спросили:"А что вы сюда едете? Тут дороги нет!" А тут ещё и машина ДПС подъехала...
К счастью, инспектор ДПС вошёл в наше положение, поэтому просто потребовал, чтобы мы развернулись. И объяснил, как нам надо ехать. Спасибо ему за это огромное!

Участок от Осташкова до Ржева оказался самым простым. Мы просто ехали по прямой дороге с одной и той же скоростью. А потом нас встретил сын Александры.

Ну вот, собственно, и финиш. Правда, не в Москве и не совсем "чистый". Но финиш. Приключения закончились, разъезжаемся по домам. Время к вечеру, в общем - всё как планировали. Правда, машины покоцаные слегка - но это уже мелочи, которые устраняются в гараже или автосервисе. Самое главное - все целы, и все довольны. Так что будем ждать следующих экспедиций. Спасибо всем за участие!

 

Битый убитого везёт (вместо послесловия)

Сын Александры, как оказалось, работает автослесарем. Он без труда смог определить неисправность Нивы - срезало зубья в муфте. На вопрос "а что всё-таки за муфта", показал её. Оказалось, что муфта эта расположена между коробкой и раздаткой, которые в Ниве сделаны разными блоками (а не единым, как у меня на УАЗе). На той самой горке на озере Пирос мы, похоже, повредили одну из опор раздатки, в результате чего она начала раскачиваться. И при каждом таком качке потихоньку в муфте стёсывались зубья. Пока не стесались совсем. Ещё на этой самой грунтовке, которая тянется вдоль Селигера, у Нивы оторвало одну из тяг задней подвески.
Меняется муфта быстро, но ко же возьмётся сделать это в 6 часов вечера? Поэтому пришлось нам ограничиться лишь покупкой муфты, чтобы потом поменять её в Москве. Колонну я решил повести через Старицу и Волоколамск, поскольку машин там ездит меньше, чем по Новой Риге, а Новая Рига от Ржева до Волоколамска узкая, и держать на ней машину было бы сложновато. Пока ехали, пытался дозвониться кому-нибудь, кто мог бы перехватить у меня Ниву у МКАД и дотянуть до дома. К счастью, довольно быстро я смог дозвониться до одного товарища, который не раз уже меня выручал в разных ситуациях. Живёт он как раз около Новой Риги. Он согласился помочь даже несмотря на то, что приехать в Москву мы могли только ночью.

До Волоколамска доехали практически без проблем. Только в Лотошино заглохла Нива, потому что в баке кончился бензин. Да и аккумулятор подсел - машина ведь шла на холостых оборотах с включёнными фарами. К счастью, у меня были с собой провода, и мы без проблем смогли "прикурить" Ниву. Вот тут как раз началось самое весёлое - разворачивать Ниву лицом к дороге. Машину толкали руками, поскольку по-другому её просто не развернёшь(разворачивать машину на тросе было ещё более сложной задачей). Ну да ничего, где наша ни пропадала! Развернули, доехали до заправки, заправились, и - в дорогу!
А вот в Волоколамске пришлось покрутиться. Всё дело в том, что там сейчас расширяют Новую Ригу. В частности, достраивают мост, по которому как раз и идёт путь от Волоколамска в Москву. Соответственно, въезд на этот мост закрыт. Так что пришлось нам проезжать вперёд по "старой волоколамке" (волоколамское шоссе), и выходить на Новую Ригу за железнодорожным переездом.

В Москву мы приехали в половине первого ночи. У МКАД нас уже ждал мой друг, который перехватил у меня Ниву. А я повёз Зверька домой, отдыхать. Ну а когда выспался - взялся за переделку руля. Но об этом я расскажу несколько позже