Светит солнышко, небо ясное. День обещает быть тёплым, а поездка - интересной. С такими мыслями я и отправился в Бескудниково забирать народ.
Дорога была пустой, так что к моменту выезда к месту старта опоздание было устранено полностью. Куда ехать, я знал (ибо сам накануне предложил это место для встречи).
09:00. Все в сборе. Вспомнили об одной забытой, но очень важной вещи - тарелки. Взяли одноразовую посуду, и в путь! Дорога до ленинградки известная, поэтому мы и вели колонну
Итак, состав экспедиции: Я (rGoblin) - пилот УАЗа; Аня (orangelf) - постоянный штурман УАЗа; Лена - человек, который по сути собрал нас всех в это путешествие, по совместительству - штурман НИВЫ; Неля - пилот НИВЫ: Олег и Алкесандра - друзья Нели; а также наши младшие научные сотрудники - Илья и Илья. Итого - 8 человек. По 4 человека в машине. В дороге чередовалось всё - состав экипажей (причём каждый, кроме пилотов, разумеется, прошёл часть пути в УАЗе и часть в НИВЕ). Сразу же договорилоись - в первый день до Вышнего Волочка колонну ведём мы, а потом - Нива.
![]() |
Это мы |
Вышли на трассу. Тут-то я и почувствовал всю динамику Нивы по сравнению с УАЗом. Не то чтобы я не мог догнать машину или она отрывалась сильно отрывалась от меня при разгоне - спасибо Неле, дистанцию она держала хорошо. Просто временами на обгонах, когда шло трёхполосное движение, я понимал, что мне не хватает тех самых ста метров, чтобы вслед за Нивой обогнать фуру. Пришлось попросить Нелю сбавить скорость.
А меж тем дорога около Торжка из трёх полос превратилась в двухполосную. Но это только по разметке. На самом деле было очень много таких отрезков, когда в эти две полосы вмещалось все четыре. Так что было даже не понятно, кто же так хорошо придумал разметку сделать?
![]() |
![]() |
озеро Волосно |
![]() |
![]() |
святой источник в Ужине | Купель |
![]() |
![]() |
![]() |
Иверский монастырь |
Иверский монастырь оказался закрыт на реставрацию, поэтому всё, чем мы смогли довольствоваться - это несколько фотографий наружных стен с видами ремонтных работ. Далее путь наш лежал в Боровичи. Но ночёвку решено было сделать на озере Пирос. Для выбора места стоянки заехали в деревню Пирусс. Но там спуситься к озеру не удалось. Из достопримечательностей в этой деревне была, пожалуй, церковь, которая, по словам местных жителей, была ещё не отреставрирована (а по словам путеводителя по новгородской области, находилась в аварийном состоянии, зато сохранился изящный купольный крест). До неё мы не доехали, и рещшили свернуть к озеру дальше. Сказано - сделано. Доехали до следующей деревни (Речка), и встали за ней (получилось, что мы как-бы обогнули озеро). В Речке у Нивы кончился бензин, и было решено разделиться: мы идём на разведку, а потом возвращаемся за Нивой, которая тем временем доливает в бак резерв из канистры.
Место нашли быстро. Так мы подумали сначала. То, что там не было колеи, нас даже радовало. Это означало, что людей тут точно не было, и мы действительно заехали туда, куда на простой легковушке не забраться. Спуск с дороги обе машины преодолели легко. Добрались до поля с низкой травой - отличное место, чтобы поставить палатки. Только от воды далековато. Но ничего, сейчас проложим дорогу, проедем ближе. Тем более, что там около озера ещё одно такое же поле есть. Но тут-то выяснялась одна мелочь - между нами и озером небольшое болотце. Причём не просто болотце, а болотце с кочками из корневищ осоки. Вещь по меньшей мере неприятная. Да и к воде без резиновых сапог не подойдёшь. Поэтому решили возвращаться на дорогу. По полю ехали так: впереди тяжёлая техника (то есть я), а затем идёт Нива. Только вот забыли мы, что тяжёлая техника в горку идёт медленнее (другая манера прохождения), а потому случилось вот что: Нива около горки подошла к нам вплотную, притормозила, и, когда я был уже наверху, ей пришлось подниматься под дргим углом, который оказался для машины менее безопасным. Но этого мы тогда ещё не поняли, а осознали лишь на следующее утро, когда взяли курс на Боровичи.
Ещё когда мы выезжали на асфальт, я обратил внимание, что Нива идёт как-то медленно. Когда доехали до асфальта, картина ничуть не улучшилась. По словам Нели, ощущение было такое, как будто раздатка не переключилась обратно. К тому же вчера, когда мы поднимались обратно на асфальт и Неля отключала пониженную, в раздатке что-то хрустнуло. Попробовали пошевелить рычаги - вроде как машина поехала, хотя и плохо. Одно радовало - на передачи она переключалась на тех же скоростях. Так что раздатка вроде бы была в норме. Поэтому решили когда доберёмся до лагеря промыть карбюратор. Он вполне мог засориться от того мусора, который скопился на дне бензобака и взболтался, когда в бак заливали резерв из канистры. Ну или мог быть просто плохой бензин.
![]() |
На лошадях, как и на рафте, поехали не все. Сначала на эту активную часть отдыха записывалось всего четыре человека - оба пилота и оба штурмана. Оставив неактивную половину товарищей разбирать палатки и ставить лагерь (и оставив под их присмотр Ниву), мы, оседлав Уазик, поехали вслед за нашим экскурсоводом в Боровичи. На прогулку на лошадях мы планировали потратить два часа. С учётом того, что мы с Аней впервые сидели на лошади, этого казалось более чем достаточно. |
Прошёл час, и лошади устали. Также как и мы. Поэтому решено было возвращаться. Я к этому моменту уже пересел на другую лошадь, особенностью которой была некоторая неторопливость в движениях. Честно скажу - очень испугался, когда переходили дорогу, потому что лошадь отказывалась идти быстрее. Ей просто не было дела до этих машин. Ей хотелось только одного - вернусться в своё стойло, где её ждало сено. |
![]() |
Когда мы приехали в лагерь, там уже всё было разобрано, палатки стояли. Оставалось только спустить Ниву с дороги на берег к палаткам (туда вёл каменистый спуск), что решено было сделать после промывки карбюратора. Вот только 4 пенки куда-то пропали. Куда они делись - для нас было и остаётся загадкой, поскольку к машине они были прочно привязаны, и, когда мы уезжали кататься на лошадях, пенки ещё были на месте.
Ну ладно, пропали так пропали, ничего с этим уже не сделаешь. Поделились с пострадавшими, кто чем мог (мы со штурманом, например, ночевали в машине, поэтому спокойно могли обойтись без пенок).
Почистили карбюратор. Вроде как всё заработало. Успокоившись, спустили Ниву вниз к лагерю.
Следующим пунктом культурной программы была баня. Мы со штурманом в баню не поехали. И как выяснялось, не напрасно. Во первых, должен же кто-то был остаться в лагере. Да и если какие проблемы с Нивой - я смогу оперативно подъехать из лагеря. Ну а во-вторых...
Время уже к полуночи, мы устраиваемся спать, поскольку понимаем, что наши скоро приедут, и проблем у них вроде как уже нет. Слышим по рации:"Мы скоро будем". Значит, уже где-то рядом.
Через 5 минут звонок. Оказалось, поворот проскочили в темноте, мотаются между деревень. Вот тут-то и пригодилось то, что мы остались в лагере. Поднимаем сиденья, выезжаем на асфальт. Включаю прожектор (как хорошо, что на УАЗ штатно комплектуется такой замечательной вещью), направляю его так, чтобы было видно съезд. По этому прожектору они нас и нашли.
![]() |
![]() |
|
Мы и рафтинг |
![]() |
По порогам спускались не только мы. Но никто никому не мешал |
Спуск на рафте - это хорошая утренняя разминка, потому что, пока гребёшь, работают разные мышцы, а не только руки, как это может показаться. Особенно интересно, конечно, плыть по порогам. Когда плывёшь по волнам, возникает ощущение, что ты скачешь по кочкам, только кочки находятся на воде. Грести в таких ситуациях надо ещё дружнее, иначе плоскодонный рафт сядет на камень, что у нас несколько раз происходило. Пока плыли по спокойной воде, Сергей рассказывал нам про те места, по которым мы проплывали.
Село Опеченский Посад было построено Петром Первым. Оно имело устройство, схожее с устройством северной столицы. Так, например, улиц в селе не было. Вместо них были линии, точно также как на Васильевском острове в Петербурге. Также, как и в сервеной столице, в селе был построен обводной канал, который соединялся с рекой Мста. Благодаря этому, подвалы в домах местных жителей были всегда сухими. В прошлом веке, во время Советской власти, про канал забыли, и он засорился настолько, что оказался засыпан. В результате в домах местных жителей начала скапливаться вода.
В селе Опеченский Посад сохранились фрагменты каменной пристани. Их можно увидеть с реки.
Сама река Мста когда-то была судоходной. Она была частью знаменитых торговых путей из Варяг в Греки и из Варяг в Арабы. Поскольку в 17-м веке основная часть грузоперевозок осуществлялась по воде (это был наиболее дешёлвый способ транспортировки грузов), Пётр Первый решил проложить водный путь, по которому со всей страны свозились бы грузы для строительства новой столицы. Для этой цели им была построена система каналов в Вышнем Волочке, которая связала Мсту с Волгой. Чтобы увеличить глубину реки, император изменил её русло, сделав берега более обрывистыми и узкими. Однако оставалась проблема - как проходить пороги? Ведь обычные суда килевидной формы на порогах сразу же сядут на мель или получат пробоины! Решение было найдено такое: пускать по реке мелкие плоскодонные суда (барки) на большой скорости. Во избежание крупных крушений, по берегам реки установить телеграфные столбы (технология применялась впервые!), которые бы своевременно извещали экипаж барки о возможности продолжать движение по реке.
Самым главным человеком на барке был лоцман. Он мог провести барку между камней, а мог и потопить, если ему это было выгодно. Известны случаи, когда местные жители за определённую плату договаривались с лоцманом, чтобы тот потопил барку в указанном месте. После чего они разбирали себе груз, который везла брака. Вот откуда коммерция на Руси пошла!
Сёла распологаются по оба берега реки. Для перехода между ними через реку перекинуты навесные мостики.
Вообще прогулка по реке чем-то напомнила старую компьютерную игру типа "автослалома" (может, кто ещё помнит такие карманные игры). Тебе выпадает серия препятствий, которые надо обойти. Когда ты их обходишь, даётся небольшой спокойный отрезок, после чего снва идут препятствия. Вот также и здесь. Пороги на реке чередуются со спокойным течением.
![]() |
Гребцы на привале |
Когда добрались до лагеря, перекусили и оставили камеру там, ибо всё равно без дела валяется в гермомешке на дне рафта. А зря. Ибо сразу же за лагерем мы остановились около пещеры, в которой течёт подземная река! Вот тут я уже окончательно ощутил себя в горах. Ведь где ещё можно увидеть скалистые берега, из недр которых течёт река!
На самом деле, подземной река Панерётка стала не так давно. Её русло изменилось в начале XX века.
Но вот и окончание нашего маршрута. На левом берегу показалась усадьба Новоблагодатное. Причаливаем к берегу. Выходим к машине. Отдаём жилеты, и пулей в лагерь, переодеваться во всё сухое. Да и пора уже ехать дальше, на Ладогу.
В лагере нас ждала горячая уха, приготовленная Олегом из пойманной им накануне рыбы. После такого обеда мы быстро собрали палатки и продолжили наше путешествие. Колонну опять вели мы, поскольку у меня была карта города, да и к тому же мне надо было ещё заехать в автозапчасти за ацетоном, чтобы прочистить паяльную лампу.
Ещё когда выезжали наверх, к дороге, у меня возникли сомнения по поводу того, нормально ли работает Нива. Но по словам Нели, всё вроде было нормально, поэтому я списал свои опасения на то, что машина была ещё не прогрета. По дороге в Боровичи заехали в храм Тихвинской иконы Божьей Матери. Храм примечателен тем, что расписывали его дети под присмотром взрослых. |
|
![]() |
местный житель в Любытино |
Большое Заборовье мы проскочили "на ура". То есть не заметили, как проехали. Всё дело было в том, что на табличке было написано просто "Заборовье". Но, правда, как я тогда подумал, повенули-то мы правильно - то есть направо.
Чуть дальше по дороге встретили отдыхающих из ленинградской области на жигулёнке. По их словам, до Большого Заборовья ещё километра три. Оно примерно так и было. Но только в обратную сторону, а этого как раз они нам и не сказали. Так что получилось как в том анекдоте - "А далеко ли до Таллина?" Но это всё стало ясно только потом, когда мы доехали до следующей деревни.
В деревне я вышел поговорить с местными. Разговор был такой:
Я: Добрый вечер! А не подскажите, как эта деревня называется?
Местные: Пилюшино.
Я: Отлично!
Из машины: Не совсем. Мы как раз в тупик уехали.
И как я сразу не догадался! Ведь как только мы выехали из Большого Заборовья, я остановился, чтобы Аня определила направление нашего движения. И она сказала, что мы едем на северо-запад. А из большого Заборовья на северо-запад дорога идёт как раз на Пилюшино.
Но дело в том, что рядом, чуть севернее, на карте есть ещё одна дорога. Как раз та, которая нам нужна. Более того, если верить карте,чтобы доехать до Пилюшино, надо проехать деревню и уйти прямо. А я повернул направо.
Только потом, дома, я окончательно понял, где же мы ошиблись. Мы правильно выехали из Заборовья, просто мы не повернули там, где это надо было сделать. Это та самая развилка, на котором мы обогнали жигулёнок с отдыхающими из ленинградской области. Но осознание этого пришло потом. А сейчас мы столкнулись с очередной проблемой: перегруженный багажник Нивы не выдержал той дороги, по которой мы ехали. Опоры багажника просто сорвало со своих мест. Но и это ещё не всё: машина опять отказывалась держать холостые обороты.
Перегрузили вещи, развернулись. Ехали обратно медленно, но бодро, с песнями и плясками на кочках. Время к вечеру, пора искать место для ночлега, поскольку дороги дальше нам неизвестны. Решили остановиться на озере Заборовском, в трёх километрах от Большого Заборовья. Отличное место: лес, рядом вода. Грибов - видимо-нивидимо.
Пока Нива искала место для лагеря и основной народ разбивал палатки, мы втроём (я, Аня и Лена) отправились на разведку, чтобы понять, как же нам дальше ехать. Но кого можно найти в деревне в дождливую погоду в 9 часов вечера? Хотя нам повезло. Мы нашли. Как выяснялось, дачников. Они сказали, что дорога есть, но только где она - не знают, отправили в крайний дом, к местным, которые регулярно ездят на машине в соседнюю деревню. Приехали, постучались. Нам сказали - дороги нет, после урагана всё завалило, даже спецтехника не проходит.
Посмотрели карту вниметельнее. Нашли поворот перед рекой, решили разведать. Дорога для УАЗа оказалась отличной. Представьте себе песчаное дно пересохшей реки, по которому когда-то пробивал себе дорогу маленький ручеёк. Вот таким был первый участок дороги, ширина которого позволяла проехать по ней только одной машине в одну сторону. Разъезда нет.
![]() |
![]() |
Отличная грунтовая дорога. Местами даже виднеется когда-то уложенный асфальт | Озеро Заборовское. На карте не обозначено |
Вернулись в лагерь, обсудили ситуацию. Решено было не ехать на Ладогу, поскольку времени оставалось уже мало. Вместо этого мы решили "срезать" маршрут и поехать сразу на Новгород. Только не с утра, а часа в 4. К вечеру как раз успеем разбить там лагерь. А с утра - отсыпаемся, потом чиним Ниву.
После еды я полез под капот Нивы. Судя по щелчкам, клапан холостого хода срабатывал не всегда. Потому машина и не держала обороты. Проверил сам клапан - он работал. Полез в разъём ЭПХХ, и - что же я вижу! разъём-то на месте, а вот ЭПХХ отключён! Клемма "плюс" (мама) просто приложена (вернее, как-бы вставлена) в клемму провода, который идёт к клапану (тоже мама)! Ничего себе люди делают в сервисах! Снимаю клеммы, закручиваю провода напрямую, включаю - всё работает. Можно ехать. Маршрут - через Малую Вишеру, минуя М10. Колонну ведёт Нива, Лена в Ниве сидит штурманом.
Добрались до асфальта. И тут я заметил, что Нива на горках теряет мощность. Оказалось, опять двигатель не держит обороты и "проваливается" при разгазовке. Да, тут промывкой уже не поможешь. Надо разбирать карбюратор. Но на дороге делать это не желательно, так что надо доехать до лагеря. Подумав, залили в бак Нивы ацетон - средство, которое обычно помогает в подобных случаях. Хотя что такое 0,5 литра ацетона на 20 литров бензина! Однако даже это уже помогло - машина в горках пошла порезвее.
По дороге проезжали деревню Дубровка.
В Малую Вишеру приехали ближе к 6 часам вечера. Это было связано с тем, что мы выехали из Большого Заборовья на час позже, чем собирались, и ехали не очень быстро. Сам город интересен следующими вещами.
Во-первых, он находится в Новгородской области, но вот куда из него выехать проще - до Питера, или до Новгорода - так и осталось вопросом. До Питера дорога прямая, можно доехать на одной электричке. А до Новгорода надо ехать через Чудов, и там переходить по стрелке на другой путь. Во-вторых, недалеко от Малой находится Большая Вишера, но районным центром считается именно Малая.
В городе имеются как магазины, работающие до 6 часов вечера, так и круглосуточные ларьки и киоски.
Из достопримечательностей города - здание железнодорожного вокзала и локомотивного депо. Это один из первых в России железнодорожных вокзалов. Во времена своей постройки он относился к Первому классу.
От Малой Вишеры поехали к реке Волхов, через деревню Селищи. Там находятся развалины казарм, в которых с февраля по апрель 1838 года служил в лейбгвардии Гродненском гусарском полку М. Ю. Лермонтов. Также 31 марта 1872 года в Селищенском военном городке родился выдающийся русский театральный деятель С. П. Дягилев (1872-1929 гг.). А ещё в гарнизонской церкви Святого духа селищенского военного городка с 1878 по 1892г служил священником Николай Гаврилович Богословский(9.04.1824 - 22.10.1892), общественный деятель, основатель новгородского музея древностей. Похоронен он на Орельском кладбище в деревне Селищи. Развалинами эти казармы стали во время Великой Отечественной войны.
Вид развалин впечатляющий. Причём как снаружи, так и изнутри. Везде, где есть доступ света, растёт трава, либо деревья. Они растут даже в кирпичной кладке!
![]() |
![]() |
![]() |
Развалины военного городка в деревне Селищи |
В 7 часов вечера наконец-то выглянуло солнце. Впервые за два дня!
За Селищем началась наша охота на аистов. Нет, убивать мы их не собирались. Просто хотели сфотографировать. Только ничего из этого не вышло, потому что близко к себе нас аисты не подпустили.
До Новгорода мы так и не доехали. Встали на стоянку на реке Волхов, причём приехали на ещё тёплое кострище. Единственная мелочь - к воде пройти нельзя. Спуск-то есть, но там очень вязко, поэтому купаться надо идти в высоких резиновых сапогах, которые, если что, не жалко оставить.
На следующий день с утра пораньше мы продолжили наше путешествие. По дороге нам попалась деревни Дубровка (это не опечатка и не машинальное повторение), Абз. На М10 нам всё-таки выехать пришлось.Причём на самый узкий её участок - мост через реку Волхов. По словам людей, которые не раз проезжали по этой дороге, мост сей очень сильно тормозит поток. К счастью, его начали ремонтировать. В сам город въехали с севера, со стороны Санкт-Петербурга. Путь наш лежал через деревню Турбичино, в которой находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1873 году. На кладбище у церкви находится братская могила воинов, погибших в Великой Отечественной Войне. Здесь мы остановились, чтобы пофотографировать. Ждали Олега. Посигналили ему. Олег помахал нам рукой, и... продолжил фотографировать.
В Новгороде мы были в 14 часов. В обеденное время тяжело найти автосервис, в котором могли бы взять машину в ремонт. Но нам повезло. Ниву взяли. Сказали, после обеда займутся. Вторую машину мы оставили около сервиса, а сами сели на автобус и поехали в центр города, к новгородскому кремлю.
Признаюсь, раньше я думал, что все старые кремли похожи. Но когда увидел новгородский, понял, что это не так.
Нет, конечно, нельзя сказать, что между московским кремлём и новгородским нет ничего общего. Есть, конечно. Принцип построения. С одной стороны - река, с другой - ров. Только вот стены и башни немного другие. Ещё ров со стороны суши побольше. А со стороны реки не дорога (как в Москве), а пляж. Только вот оформлен этот пляж почему-то в билайновской гамме (в жёлтую и чёрную полоску). Неужели билайн правит Новгородом?
Ну и ещё одно отличие - в новгородский кремль вход бесплатный. А посмотреть там есть на что: Софийский собор, звонница Софийского собора, башни и ходы по стенам, такие как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Правда, снимался этот фильм всё-таки не в Новгороде, а в Ростове Великом. А ещё в Новгороде есть памятник тысячелетию государства Российского. Скульптурная композиция напоминает групповую фотографию политических деятелей того времени.
Прогулявшись по центру города, мы вернулись к автосервису, в котором оставили машины и Нелю. Оказалось, что в карбюраторе был забит жиклёр. Забит он был... бумажкой из воздушного фильтра! А вот с ходовой дела обстояли хуже. По словам работников сервиса, износилась муфта, и разболтались шаровые на переднем мосту.
Их вердикт: до Москвы дотянете, но только если по асфальту. И сафари не устраивать!
Сей приговор мы постарались принять во внимание при прокладке дальнейшего маршрута. Но только вот незадача: по афсальту до Селигера не доехать. Что делать?
Ну да ладно, придумаем что-нибудь. На Селигер ведь только завтра выдвигаться, а сегодня мы встаём на озере Ильмень. Нам, кстати, и место для стоянки подсказали вроде как хорошее.
Но сначала - музей зодчества. Всё равно ведь по пути. Карта Новгорода у нас(купили заранее), поэтому ведём мы. По городу проехали нормально, с одной лишь остановкой для сверки и пополнения запасов воды. Наконец-то мы увидели чистую воду! А то всё какая-то коричневая шла... только это не от ржавчины.
Около музея организовано одностороннее движение. Дорога пролегает через Свято-Юрьевский мужской монастырь. Около монастыря стоит деревянная мельница - первый и, как мы потом поняли, единственный экспонат музея древнего зодчества, доступный для осмотра круглосуточно. Сам же музей закрывается в 16 часов. Так что мы не успели в него попасть.
А теперь прикол: если верить указателям, мы выехали из Великого Новгорода на 1 раз больше, чем мы в него въезжали. Всё дело в том, что дорога от музея выводит нас в городскую черту, но никаких информационных табличек на ней нет.
Поехали дальше. Около очередной деревни нам дорогу перешли козы. Шли они сами по себе, организованной толпой, соблюдая правила дорожного движения (почти - они шли не по зебре, а около неё). Одна коза была чёрная, остальные - белые. Увидев такое, невольно задумываешься о том, что утки, которые переходили дорогу в фильме "Кавказская пленница", были совсем не дрессированные.
Пока думали, проехали поворот на Горные Морины. Появился новый вопрос: Откуда же здесь горы? Пока думали над этим вопросом, проехали пастбище. На лугу, возле пруда, паслись стада коров, людей и машин. Когда пастбище скрылось из вида, перед нами показались деревни Моисеевичи и Милославское, потом - Неронов бор, Еруново. В Еруново нашему взору уже открылось озеро Ильмень.
Ехали мы езали, и наконец приехали в деревню Коростынь. В ней, по словам новгородских автослесарей, можно было встать на ночёвку. Место красивое, только вот две мелочи: во-первых, дрова далеко, а во-вторых мусора было много. Поэтому оставили Ниву стеречь место, а сами поехали дальше по берегу на разведку. Долго ли, коротко ли ехали, а только доехали мы до какой-то деревни. Надо бы узнать, как она называется... Останавливаемся около мужичка, попавшего в наше поле зрения. Разговор получился такой:
- Извините, а не подскажите, как деревня называется?
- Я не говорить русский! Я немецкий!
такое положение дел нас ввело в небольшое смятение. Я долго вспомниал (без практики-то), как же это правильно по-немецки сказать. В результате выдал:
- Wie ist... Dorf?
- Пустошь, - ответил он с немецким акцентом.
Поблагодарили, поехали дальше. Прямо за деревней - спуско по гравию к воде. А наверху - дрова, прямо рядом. Сушняк растёт, да и уже поваленные деревья лежат.
Решили встать на ночлег здесь. И только когда разбили палатки, оценили всю красоту озера Ильмень.
Озеро не просто большое, оно огромное. Противоположного берега не видно, так что кажется, будто ты не на озере, а на море. Точно также на берег находят волны, которые идут от проходящих по озеру судов. И точно также ночью в темноте видны сигнальные оги этих судов. Где-то там, вдалеке. Одним словом - красота неописуемая.
А на следующий день к нам пожаловали гости. Коровы. И один пастух. На коне. Уж тут-то те, кто не успел покататься на лошадях в Боровичах, накатались вволю.
Но вот пришло время ехать дальше, взяли курс на Селигер. Как я уже говорил, асфальтовых дорог там нет, поэтому нашей задачей было попасть на Селигер как можно ближе к асфальту. Колонну вели мы, штурманом по карте была Лена.
Как только отехали от Пустоши, в следующем населённом пункте, нам дорогу наконец-то перешли люди! Это означало, что мы возвращаемся к цивилизации.
По дороге видели деревню Большой Ужин.
В старой Руссе на въезде стоит танк - памятник событиям Великой Отечественной Войны. Кстати, в самом городе есть музей Северо-западного фронта. Уникальность музея в том, что в нём война впервые была показана по обе стороны окопов, так как городнесколько раз переходил то к немецким, то к советским войскам.
Вообще Старай Русса - довольно большой райцентр. Здесь есть железнодорожный вокзал, большие магазины, мясокомбинат, курорт, множество достопримечательностей.
Также там имеется то ли аэропорт, то ли завод по ремонту самолётов.
На въезде в Великое Село, которое находится перед Залучье, нас встретила корова.
Из Залучья ушли на Демянск. Вот тут-то асфальт и кончился. Началась грунтовая дорога, на которой о впереди идущей машине узнаёшь по облаку пыли, которое она поднимает. Причём медленно ехать бесполезно, потому как пыль поднимается на любой скорости и долго висит в воздухе, уменьшая видимость идущих сзади до нуля. Как же в пустынях люди ездят?
Одно утешает - ремонтные работы на этой дороге ведутся, так что может быть когда-нибудь и она станет асфальтовой. В частности, ремонтируется мост через какую-то реку, и участок дороги около него. Вот только объездной путь прокладывали люди с юмором - в одном месте нам попался такой спуск, что, если бы мы шли на большой скорости и не затормозили, могли бы ненадолго поучвствовать себя не в машине, а в самолёте.
За объездным участком начался асфальт.
К слову, по одной из карт эта дорога должна была быть целиком асфальтовой. Вот и думай, какой карте верить...
Названия деревень же не переставали нас поражать: Хахили, Цемено, Висючий Бор(в карте - Висячий Бор), Новый Брод, Старый Брод, Старое Сохново. Обычно названия деревень даются не просто так. Значит, наверное, был повод так их назвать...
За Цемено видели аиста, который тихо мирно шёл по дорге. Во птица учёная пошла - автостопом передвигается!
В Демянске мы увидели самый большой маленький знак "Главная дорога"
Дело в том, что в Новгородской области дорожники практикуют установку уменьшенных копий некоторых знаков. Нам, правда, попадался только уменьшенный знак "Главная дорога". Но зато уменьшенный хорошо. Раза в три или в четрые. Тот же, который висел в Демянске, был меньше всего в два раза!
Но есть у дорожников ещё одна забава: использовать деревья вместо столбов. Выглядит это так: висит на дороге знак. Подъезжая ближе, обращаешь внимание, что столбик у него какой-то не совсем обычный. Присматриваешься, и понимаешь, что это не столбик, а толстая ветка дерева, вкопанная в землю.
А ещё в Демянске нету ни одной бензозаправки. Только газовые.
Из Демянска путь наш лежал через Ильину Гору, Вотолино, Воздухи и Ровень Мосты. Дорога, правда, не асфальт, но это лучшее, что мы могли найти. На Селигер мы должны были выскочить к Заозерью, уже в Тверскую область, и там искать ночёвку. Цель наша была - добраться до Селигера в любом случае, чтобы можно было дать передышку людям и технике. Прозвучало даже предложение "хоть даже при свете фар, но встать на Селигере".
За Ильиной Горой продолжилась наша охота на аистов. На этот раз, она была более удачной. Сфотографировать одного аиста успели. В полёте.
Пилотировать машину без руля - задача не из лёгких. Думаешь не только о том, как удержать машину на дороге, но и о том, как поехать так, чтобы держать машину было проще, да и потоку не мешать. Но, вроде как, получается. Только сигналисть неудобно - провод где-то там, на центральной часть подрулевого переключателя болтается... К счастью, сигналить мне ни разу не пришлось. А вот тросс несколько раз рвался. Но это уже, по существу, мелочи жизни. В отличие от расхода топлива, который заметно вырос, поскольку большую скорость я держать не мог. По трассе я шёл с максимальной скорость 70 км/ч (благо двигатель у Нивы всё-таки работал, а, значит, работал и усилитель тормозов), а погороду и вовсе старался не превышать 40 км/ч, ибо управляемость без руля очень плохая.
Осташков был, пожалуй, последним сложным городом на нашем пути. Сложным потому, что никто не знал, куда нам надо ехать. Ни одного указателя на Ржев в городе мы не видели, были только указатели на Торжок. Как позже выяснялось, дорога на Ржев и на Торжок из города выходит одна, а потом она разделяется. Но мы-то этого не знали, ведь на карте их две нарисовано! Вот и проскочили нужный нам поворот. Чуть на остров в Селигере не уехали. Но вовремя догадались спросить у местных. Они нам пояснили. Хорошо так пояснили. Настолько хорошо, что мы заехали под "кирпич". И тут только местные нас с удивлением спросили:"А что вы сюда едете? Тут дороги нет!" А тут ещё и машина ДПС подъехала...
К счастью, инспектор ДПС вошёл в наше положение, поэтому просто потребовал, чтобы мы развернулись. И объяснил, как нам надо ехать. Спасибо ему за это огромное!
Участок от Осташкова до Ржева оказался самым простым. Мы просто ехали по прямой дороге с одной и той же скоростью. А потом нас встретил сын Александры.
Ну вот, собственно, и финиш. Правда, не в Москве и не совсем "чистый". Но финиш. Приключения закончились, разъезжаемся по домам. Время к вечеру, в общем - всё как планировали. Правда, машины покоцаные слегка - но это уже мелочи, которые устраняются в гараже или автосервисе. Самое главное - все целы, и все довольны. Так что будем ждать следующих экспедиций. Спасибо всем за участие!
До Волоколамска доехали практически без проблем. Только в Лотошино заглохла Нива, потому что в баке кончился бензин. Да и аккумулятор подсел - машина ведь шла на холостых оборотах с включёнными фарами. К счастью, у меня были с собой провода, и мы без проблем смогли "прикурить" Ниву. Вот тут как раз началось самое весёлое - разворачивать Ниву лицом к дороге. Машину толкали руками, поскольку по-другому её просто не развернёшь(разворачивать машину на тросе было ещё более сложной задачей). Ну да ничего, где наша ни пропадала! Развернули, доехали до заправки, заправились, и - в дорогу!
А вот в Волоколамске пришлось покрутиться. Всё дело в том, что там сейчас расширяют Новую Ригу. В частности, достраивают мост, по которому как раз и идёт путь от Волоколамска в Москву. Соответственно, въезд на этот мост закрыт. Так что пришлось нам проезжать вперёд по "старой волоколамке" (волоколамское шоссе), и выходить на Новую Ригу за железнодорожным переездом.
В Москву мы приехали в половине первого ночи. У МКАД нас уже ждал мой друг, который перехватил у меня Ниву. А я повёз Зверька домой, отдыхать. Ну а когда выспался - взялся за переделку руля. Но об этом я расскажу несколько позже